С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Тема ношения никаба стала предметом широкого обсуждения не только среди мусульман, но и среди представителей иных вероисповеданий и лиц, далеких от религии.
При этом об обязательности или запретности ношения никаба высказываются как те, кто придерживается исламских норм в одежде, так и те, кто не придерживается их вовсе.
В этой связи мы решили написать данный материал, дабы прояснить статус никаба в Исламе и предоставить информацию о мнениях ученых-богословов по этому вопросу.
Никаб — это одежда, которая полностью закрывает лицо женщины, оставляя только узкие прорези для глаз, чтобы она могла видеть. Разница между никабом и хиджабом заключается в степени сокрытия внешности.
Хиджаб закрывает все тело женщины за исключением овала лица и кистей рук, в соответствии с исламскими нормами. Никаб обеспечивает более высокую степень сокрытия, закрывая помимо прочего все лицо, кроме глаз.
В первую очередь, следует отметить, что относительно ношения никаба ученые четырех мазхабов придерживаются разных мнений.
Правомерность данного вопроса, в первую очередь, исходит из Корана.
Всевышний Аллах в Коране сказал: «И пусть они не показывают своих украшений, кроме того, что видно из них» (сура Ан-Нур, аят 31).
Ибн Аббас (да будет Господь доволен им) поясняет: «Это ее лицо и руки».
Большинство (الجمهور) ученых правоведов считают, что аврат свободной мусульманки, то есть то, что необходимо скрывать от посторонних мужчин — это все ее тело, кроме лица и кистей рук. Это подтверждается следующим хадисом, переданным от матери правоверных Аиши (да будет Господь доволен ею): Пророк ﷺ сказал: «О Асма, когда женщина достигает возраста полового созревания, не следует, чтобы у нее видели что-либо, кроме этого и этого», — указывая на лицо и кисти рук» (привел Абу Дауд и другие).
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передается, что когда аль-Фадль был рядом с Пророком ﷺ, к ним подошла женщина из племени Хасам, чтобы задать вопрос Посланнику Божьему ﷺ. (В некоторых версиях хадиса передается, что она была красива). Аль-Фадль стал смотреть на нее, и она стала смотреть на него, и тогда Пророк ﷺ повернул лицо аль-Фадля в другую сторону, но не попросил женщину закрыть лицо. Если бы лицо было авратом, который необходимо закрывать, то Пророк ﷺ попросил бы ее закрыть лицо.
Также в хадисе от Ибн Умара (да будет Господь доволен им) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Пусть женщины, совершающие хадж, не покрывают лицо никабом и не надевают перчатки» (аль-Бухари).
Далее мы приведем цитаты ученых четырех мазхабов об аврате — участках тела, которые предписано обязательно скрывать свободной совершеннолетней мусульманке.
Ханафитский ученый Аль-Кудури в труде «Мухтасар аль-Кудури» отмечает: «Все тело женщины является авратом, кроме ее лица, рук и ног» (стр. 26).
Имам Аль-Айни в книгах «Аль-Бинаа Шарх Аль-Хидая» и «Аль-Муфид» утверждает: «Относительно открытия ног среди шейхов есть разногласия» (Т. 2, стр. 126).
Маликитский ученый имам ад-Дардир в книге «Аш-Шарх аль-Кабир» пишет: «Все тело женщины является авратом перед посторонним мужчиной, кроме лица и кистей рук» (Т. 1, стр. 214).
Имам ад-Дасуки в труде «Хашия ала аш-Шарх аль-Кабир» поясняет: «Порицательно для женщины закрывать лицо никабом, так как это считается излишней чрезмерностью, если это не является обычаем в их стране (местности). Так как этого не требует великая сунна» (Т. 1, стр. 218). Однако это решение среди маликитов не является однозначным, как и в других мазхабах.
Шафиитский ученый шейх-уль-Ислам Закария аль-Ансари в книге «Асна аль-Маталиб» отмечает: «Аврат женщины в молитве и перед посторонним мужчиной включает все тело, кроме лица и кистей рук» (Т. 1, стр. 174).
Ханбалитский ученый имам Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» утверждает: «Ей (мусульманке) разрешено открывать лицо и кисти рук, так как их сокрытие вызывает трудности, и разрешено смотреть на них ради сватовства» (Т. 1, стр. 431).
Эти цитаты из достоверных книг по шариатскому праву (фикх) четырех мазхабов, и большинство ученых этих мазхабов разделяют это мнение.
Большинство ученых-правоведов (الجمهور) считают, что ношение никаба не является обязательным шариатским предписанием для женщины.
Здесь уместно привести фетву, вынесенную учеными Египетского дома фетв, согласно которой прикрытие лица никабом у женщины относится к обычаям арабов.
Цитата: «Ношение никаба, который закрывает лицо, считается обычаем среди большинства факихов (исламских правоведов). Согласно их решению, мы выносим фетву и это не является частью шариатского предписания.
Это установлено в мазхабах ханафитов, маликитов, шафиитов и является правильным (сахих) мнением имама Ахмада ибн Ханбаля и его последователей.
Также это решение имама аль-Авзаи и Абу Савра, а также предшествующих ученых, таких как Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах)».
Согласно фетве от Египетского дома фетв (https://www.dar-alifta.org/ar/fatawa/16401/), вопрос ношения никаба тесно связан с обычаями и традициями в народе.
По решению большинства ученых, женщине не предписано закрывать лицо никабом, кроме определенных случаев.
К примеру, при высоком риске привлечения внимания мужчин или возникновения у них искушения и соблазна женщине рекомендуется или даже обязательно предписывается скрывать лицо, чтобы избежать ситуаций, которые могут задеть ее честь и нарушить ее целомудрие. Существуют также ситуации, когда закрывать лицо запрещается, например, при совершении хаджа, а также в других отдельных случаях.
Важно отметить, что эти обстоятельства и решения относительно них могут варьироваться в зависимости от мазхаба и мнения ученых, а также в зависимости от ситуации, в которой оказалась мусульманка.
Основным мотивом здесь является сохранение скромности, целомудрия и предотвращение искушения, что служит ключевым фактором в разногласиях среди ученых.
Заключение
Если раньше, согласно шариату, во времена смуты и искушения ношение никаба рекомендовалось или даже обязательно предписывалось для сохранения скромности и предотвращения фитны (искушения), то сегодня ситуация изменилась и зависит от страны и региона проживания мусульман.
В некоторых странах никаб стал признаком религиозного радикализма и фанатизма.
В наше время никаб стал предметом обсуждения и споров, и возникла новая реальность, в которой его ношение имеет обратный эффект.
По этой причине никаб вызывает у большей части населения страх и опасения. Более того, сегодня никаб привлекает к девушке пристальное внимание и стал причиной усугубления напряженности в обществе.
Мы должны учитывать современные общественные реалии и быть внимательными к тому, как наши действия воспринимаются окружающими.
Поэтому в некоторых обстоятельствах ученые-богословы и религиозные лидеры могут рекомендовать отказаться от ношения никаба во избежание угрозы безопасности всего общества.
Сестры должны понимать, в какое время мы живем и в каком государстве находимся… Если же женщина чувствует чей-то пристальный взгляд, то можно ведь прикрыть лицо веером, частью платка и т. д., пока она не покинет то место, где чувствует пристальные чужие взгляды.
А Аллаh знает лучше.
Одобрено и подписано группой докторов исламских наук