Шариатское решение по никабу

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Тема ношения никаба стала предметом широкого обсуждения не только среди мусульман, но и среди представителей иных вероисповеданий и лиц, далеких от религии.

При этом об обязательности или запретности ношения никаба высказываются как те, кто придерживается исламских норм в одежде, так и те, кто не придерживается их вовсе.

В этой связи мы решили написать данный материал, дабы прояснить статус никаба в Исламе и предоставить информацию о мнениях ученых-богословов по этому вопросу.

Никаб — это одежда, которая полностью закрывает лицо женщины, оставляя только узкие прорези для глаз, чтобы она могла видеть. Разница между никабом и хиджабом заключается в степени сокрытия внешности.

Хиджаб закрывает все тело женщины за исключением овала лица и кистей рук, в соответствии с исламскими нормами. Никаб обеспечивает более высокую степень сокрытия, закрывая помимо прочего все лицо, кроме глаз.

В первую очередь, следует отметить, что относительно ношения никаба ученые четырех мазхабов придерживаются разных мнений.

Правомерность данного вопроса, в первую очередь, исходит из Корана.

Всевышний Аллах в Коране сказал: «И пусть они не показывают своих украшений, кроме того, что видно из них» (сура Ан-Нур, аят 31).

Ибн Аббас (да будет Господь доволен им) поясняет: «Это ее лицо и руки».

Большинство (الجمهور) ученых правоведов считают, что аврат свободной мусульманки, то есть то, что необходимо скрывать от посторонних мужчин — это все ее тело, кроме лица и кистей рук. Это подтверждается следующим хадисом, переданным от матери правоверных Аиши (да будет Господь доволен ею): Пророк ﷺ сказал: «О Асма, когда женщина достигает возраста полового созревания, не следует, чтобы у нее видели что-либо, кроме этого и этого», — указывая на лицо и кисти рук» (привел Абу Дауд и другие).

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передается, что когда аль-Фадль был рядом с Пророком ﷺ, к ним подошла женщина из племени Хасам, чтобы задать вопрос Посланнику Божьему ﷺ. (В некоторых версиях хадиса передается, что она была красива). Аль-Фадль стал смотреть на нее, и она стала смотреть на него, и тогда Пророк ﷺ повернул лицо аль-Фадля в другую сторону, но не попросил женщину закрыть лицо. Если бы лицо было авратом, который необходимо закрывать, то Пророк ﷺ попросил бы ее закрыть лицо.

Также в хадисе от Ибн Умара (да будет Господь доволен им) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Пусть женщины, совершающие хадж, не покрывают лицо никабом и не надевают перчатки» (аль-Бухари).

Далее мы приведем цитаты ученых четырех мазхабов об аврате — участках тела, которые предписано обязательно скрывать свободной совершеннолетней мусульманке.

Ханафитский ученый Аль-Кудури в труде «Мухтасар аль-Кудури» отмечает: «Все тело женщины является авратом, кроме ее лица, рук и ног» (стр. 26).

Имам Аль-Айни в книгах «Аль-Бинаа Шарх Аль-Хидая» и «Аль-Муфид» утверждает: «Относительно открытия ног среди шейхов есть разногласия» (Т. 2, стр. 126).

Маликитский ученый имам ад-Дардир в книге «Аш-Шарх аль-Кабир» пишет: «Все тело женщины является авратом перед посторонним мужчиной, кроме лица и кистей рук» (Т. 1, стр. 214).

Имам ад-Дасуки в труде «Хашия ала аш-Шарх аль-Кабир» поясняет: «Порицательно для женщины закрывать лицо никабом, так как это считается излишней чрезмерностью, если это не является обычаем в их стране (местности). Так как этого не требует великая сунна» (Т. 1, стр. 218). Однако это решение среди маликитов не является однозначным, как и в других мазхабах.

Шафиитский ученый шейх-уль-Ислам Закария аль-Ансари в книге «Асна аль-Маталиб» отмечает: «Аврат женщины в молитве и перед посторонним мужчиной включает все тело, кроме лица и кистей рук» (Т. 1, стр. 174).

Ханбалитский ученый имам Ибн Кудама в книге «Аль-Мугни» утверждает: «Ей (мусульманке) разрешено открывать лицо и кисти рук, так как их сокрытие вызывает трудности, и разрешено смотреть на них ради сватовства» (Т. 1, стр. 431).

Эти цитаты из достоверных книг по шариатскому праву (фикх) четырех мазхабов, и большинство ученых этих мазхабов разделяют это мнение.

Большинство ученых-правоведов (الجمهور) считают, что ношение никаба не является обязательным шариатским предписанием для женщины.

Здесь уместно привести фетву, вынесенную учеными Египетского дома фетв, согласно которой прикрытие лица никабом у женщины относится к обычаям арабов.

Цитата: «Ношение никаба, который закрывает лицо, считается обычаем среди большинства факихов (исламских правоведов). Согласно их решению, мы выносим фетву и это не является частью шариатского предписания.

Это установлено в мазхабах ханафитов, маликитов, шафиитов и является правильным (сахих) мнением имама Ахмада ибн Ханбаля и его последователей.

Также это решение имама аль-Авзаи и Абу Савра, а также предшествующих ученых, таких как Умар и Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах)».

Согласно фетве от Египетского дома фетв (https://www.dar-alifta.org/ar/fatawa/16401/), вопрос ношения никаба тесно связан с обычаями и традициями в народе.

По решению большинства ученых, женщине не предписано закрывать лицо никабом, кроме определенных случаев.

К примеру, при высоком риске привлечения внимания мужчин или возникновения у них искушения и соблазна женщине рекомендуется или даже обязательно предписывается скрывать лицо, чтобы избежать ситуаций, которые могут задеть ее честь и нарушить ее целомудрие. Существуют также ситуации, когда закрывать лицо запрещается, например, при совершении хаджа, а также в других отдельных случаях.

Важно отметить, что эти обстоятельства и решения относительно них могут варьироваться в зависимости от мазхаба и мнения ученых, а также в зависимости от ситуации, в которой оказалась мусульманка.

Основным мотивом здесь является сохранение скромности, целомудрия и предотвращение искушения, что служит ключевым фактором в разногласиях среди ученых.

 

Заключение

Если раньше, согласно шариату, во времена смуты и искушения ношение никаба рекомендовалось или даже обязательно предписывалось для сохранения скромности и предотвращения фитны (искушения), то сегодня ситуация изменилась и зависит от страны и региона проживания мусульман.

В некоторых странах никаб стал признаком религиозного радикализма и фанатизма.

В наше время никаб стал предметом обсуждения и споров, и возникла новая реальность, в которой его ношение имеет обратный эффект.

По этой причине никаб вызывает у большей части населения страх и опасения. Более того, сегодня никаб привлекает к девушке пристальное внимание и стал причиной усугубления напряженности в обществе.

Мы должны учитывать современные общественные реалии и быть внимательными к тому, как наши действия воспринимаются окружающими.

Поэтому в некоторых обстоятельствах ученые-богословы и религиозные лидеры могут рекомендовать отказаться от ношения никаба во избежание угрозы безопасности всего общества.

Сестры должны понимать, в какое время мы живем и в каком государстве находимся… Если же женщина чувствует чей-то пристальный взгляд, то можно ведь прикрыть лицо веером, частью платка и т. д., пока она не покинет то место, где чувствует пристальные чужие взгляды.

А Аллаh знает лучше.

Одобрено и подписано группой докторов исламских наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В поселке Шамхал построят физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа

В рамках национального проекта «Спорт –норма жизни» в столичном поселке Шамхал планируется построить физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа, сообщает Минспорта...

В столице Дагестана обнаружена очередная крупная майнинг-ферма

В Махачкале в рамках совместной работы специалистов ПАО «Россети Северный Кавказ» по РД, филиала «Дагэнерго» и МВД по РД...

В Дагестане за сутки произошло 8 пожаров

Как сообщили в ГУ МЧС России по Республике Дагестан за минувшие сутки на территории региона было зарегистрировано восемь пожаров,...

Дагестан вошел в число 15 регионов РФ по освоению бюджетных денежных средств

Дагестан впервые за последние годы вошел в число 15 регионов РФ по освоению бюджетных денежных средств. Об этом сообщил...
spot_imgspot_img

В столице Дагестана открыты пункты приема новогодних елок

Несколько пунктов приема новогодних елок открыли в Махачкале в рамках всероссийской кампании «Елочный круговорот». Сдать деревья после праздников можно по...

Около полутора тысяч гектаров новых лесов высадят в ближайшие пять лет в Дагестане

Порядка полутора тысяч гектаров лесов планируется высадить в ближайшие пять лет в Дагестане в рамках национального проекта «Экологическое благополучие»,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам