«Пусть бомбят село и уничтожат боевиков. Только чтоб они не убежали!»

Продолжение. Начало в №30 от 26 июля 2024 г.

7 августа 1999 года международные бандформирования перешли административную границу между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой и вторглись на территорию Ботлихского района. Были заняты села Ансалта, Рахата, Шодрода, Тандо и Зибирхали. Как дагестанцы восприняли это вторжение и что делалось для того, чтобы дать отпор боевикам – на эти вопросы мы находим ответы в воспоминаниях экс-главы с. Рахата (1999 г.), ныне покойного Рахматулы Закарикаевича Нажмудинова.

«…Тут же хочется выразить благодарность Магомедгаджи Зайнулабидову. С первых дней событий он показал себя, как истинный патриот Отчизны, свой талант и ум, организаторские способности. Тут же мне на память приходят события того дня, когда Зайнулабидов известил меня, что собираются бомбить село. Он сказал, что нужно отправиться в армейский штаб, который находился в микрорайоне. Его с депутатским мандатом пропустили, а меня нет. Так, Магомедгаджи взял разрешение у Казанцева – командующего Северо-Кавказским военным округом, и меня пропустили. Вдвоем мы оказались в генеральном штабе. В том штабе были и другие генералы и офицеры. Они спросили, разбираюсь ли я в картах. А я пошутил и ответил: «Задавайте любой вопрос по карте». Они развернули карту на столе и подозвали к себе. Я осмотрел карту и увидел, что на карте были нанесены все пункты вплоть до магазинов. Я выразил желание иметь такую карту, на что они ответили, что это военная тайна. Они мне дали указания, чтобы я взял в кружочки те места, которые можно разбомбить. Конечно, мне было очень тяжело это сделать, но все же выделил некоторые главные места дислокации боевиков.

Через некоторое время я спросил: «Разве можно бомбить село?» На что мне ответили: «Что поделаешь, военное время». «А вы спросили мнение жителей?» – обратился один из генералов. Мы вышли из штаба. Мне было очень тяжело на душе, и я спросил: «Неужели они разбомбят село?» На что он ответил утвердительно. Тут же я встретил наших сельчан – покойного Дибирмагомеда Джаватханова и Азиза Ахмедова. Я поделился с ними не менее грустными новостями. Со слезами на глазах покойный Дибирмагомед ответил; «Пусть бомбят село и уничтожат боевиков. Только чтоб они не убежали!». Эти же слова я услышал и от других людей. С тех пор наши села бомбили с утра до вечера. Непрерывно. Сначала самолеты, затем вертолеты. Мы знали, что есть в селе старики, которые наотрез отказались выехать из села.

Зная, что в селе остались старики, которые наотрез отказались покидать родные места, мы решили попытаться вывести их из села. Я с их родственниками отправился в село.

На посту нам не дали разрешение пройти в село, пугая тем, что нас могут взять в заложники и что скоро начнется бомбежка. Как было сказано, в тот день непрерывно бомбили село.

12 ополченцев сумели получить оружие. Их решили в первую очередь направить в Тандо.

В тот день шквал огня не дал нам попасть к себе в Рахата. На следующий день, рано утром вместе с десантниками меня направили в село Рахата с приказом «Вперед». В ту ночь я переночевал на тандовской ферме. Боевики покинули село, и я через Тандо отправился в свое село Рахата.

25 августа 1999 г. – это день освобождения села от боевиков.

Впереди шли армейцы, за ними ополченцы и работники милиции, замыкали гражданские лица. Дошли. На окраинах сел мы находили трупы животных, рваные электропровода, не говоря уже о разбомбленных домах.

Около 60 жилых домов обнаружили сгоревшими дотла. Собрали ополченцев в школе. Благо, что она осталась в более-менее уцелевшем состоянии. Я еще не успел закончить обход села, мне пришлось отправиться в школу. Там были Магомедгаджи Зайнулабидов и Гаджи Махачев. Выстроив ополченцев, они обозначили основные задачи, которые нужно было решать в первую очередь. Тут за ними прибыли работники администрации с. Ансалта, и они отправились туда.

Магомед Исубгаджиев и Курбан Инусгаджиев водрузили знамена Российской Федерации и Дагестана на крыше здания. Были назначены дежурные по селу. Проинструктировав командира ополченцев Гавсула Магомедова, мы с Бадрудином Исмаиловым отправились за продуктами в Ботлих. Дорога оказалась заблокированной. Оказывается, на границе дороги с Тандо на мину напоролся танк и взорвался.

Солдаты звали на помощь. Передо мной оказался один из них. Поймав машину с Ботлихской стороны, раненого срочно направили в больницу. Наша машина так и не сумела пробить дорогу в Ботлих. В это время я издали увидел приближающуюся милицейскую машину уазик. Я узнал в машине Мурадиса Алидибирова. Я подумал, что можно будет с ним вместе поехать в Ботлих. Танк, который загородил дорогу, был взят на буксир другим танком. Только я собрался обратиться к Мурадису, как машина взорвалась: ударной волной ее подбросило в мою сторону, и я оказался под ней. Я понял, что теряю сознание и передал свое оружие Джамалудину, чтобы тот сберег. Меня отправили в больницу. Когда я опомнился, то стало ясно, что ранен в плечо, сломана ключица, голова буквально раскалывалась, изо рта шла кровь, были выбиты зубы. Мне помощь оказал Хайбула Курбандибиров. Сделали уколы, поставили капельницу – но от боли я так и не смог уснуть.

Рядом были родные и близкие мне люди. Глава администрации М. Умаргаджиев также навестил меня в больнице. Он сказал, что меня вместе с Мурадисом Алидибировым на военном вертолете отправят на лечение.

Алидибиров был в очень тяжелом состоянии. Сразу было решено ампутировать ноги. Были повреждены глаза. Меня направили в Ростов-на-Дону. С нами вместе тогда был М. Зайнулабидов. Я попросил его оставить меня в Махачкале, сказал, что дома и умирать не страшно. Вертолет приземлился, и я еще полностью не пришел в себя. Чувствовал, что нахожусь в реанимации. Через два дня перевели в палату на 3-й этаж. На этом этаже я встретил своего знакомого: хелетуринца – капитана Магомеда Хайбулаева, его тоже ранило. Мне назначили операцию. В это время к нам с подарками пришли школьники – токсовцы из 35-й школы. Спасибо, что и школьники выразили, таким образом, свою солидарность.

Через месяц я попросил врача выписать меня из больницы. Сняв гипс и спицы, после консультации с другими врачами меня выписали из больницы. Хочется и сегодня сказать спасибо моему врачу и медперсоналу травматологической больницы. По состоянию здоровья я представил заявление в райадминистрацию об освобождении меня от работы. Заявление было удовлетворено.

В конце хочется выразить благодарность всем людям, оказавшимся волею или неволею на нашей земле. Я преклоняю перед вами голову и прошу прошения за себя и за тех, кто не сумел это сделать.

Р.S. Спустя 20 лет после тех событий Президент России Владимир Путин 12 сентября 2019 года приехал в село Ботлих и встретился с участниками народного ополчения, принимавшими участие в боевых действиях в Дагестане в августе–сентябре 1999 года, и возложил венок к памятнику «Доблести солдата-победителя, воина-интернационалиста народного ополчения в борьбе с международным терроризмом».

Магомедрасул ОМАРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам