В эпоху немого кино эта уроженка дагестанского аула Ахты считалась одной из королев большого экрана. Фильмы с ней показывали не только в Советском Союзе, но и в Европе.
Карьера Сафият Аскаровой – первой киноактрисы из Дагестана – началась в 1926-м с фильма «Бэла» по роману «Герой нашего времени». Часть съемок проходила в Дагестане, было задействовано много массовки. Там съемочная группа обратила внимание на девушку необычной красоты, которой и была наша Сафият. После этого ее пригласили на роль в фильме «Под властью адата», также снятом в Дагестане.
Вершиной ее кинокарьеры считается роль жены Ивана Грозного в фильме «Крылья холопа». Сафият удалось создать незабываемый образ царицы Марии Темрюковны, черкешенки по происхождению. Режиссер фильма Юрий Тарич вспоминал: «Аскарова в роли царицы передала все нюансы, свойственные национальным чертам горянки, и никто этого не смог бы сделать, как она». В восторге были и зарубежные кинокритики. «Аскарова прекрасна и жестока. Образ царицы, любящей роскошь, замечательно создан актрисой, он интересен во всех отношениях», – писала французская La Semaine cinеmatographique.
Затем была главная роль в фильме «Чадра» 1927 года, после чего кинокарьера Аскаровой пошла на спад. В наступающей эпохе звукового кино она не смогла найти свое место и дело было вот в чем.
– Она слегка заикалась. – пишет историк Булач Гаджиев. – Этот порок речи очень шел при разговоре к ее лицу, но в звуковом кино… Это стало трагедией актрисы. Занятия с логопедом ни к чему не привели. В обычном разговоре все было в порядке, а в записи – нет. Со смертью немого кино сошла со сцены и наша Сафият Аскарова…
Последние годы актриса работала в Московском театре им. Вахтангова. Она умерла в 1955-м в Москве, немного не дожив до своего 50-летия.