Когда писала колонку о такси, вспомнила инцидент в маршрутном микроавтобусе. Женщина средних лет потребовала остановить в «неположенном» месте. Водитель «посмел» возразить: «Нельзя, ждите остановку».
– Остановите, я сказала, – раздраженно дергая дверь, требовала пассажирка.
– На такси садись, – не унимался водитель, – или свою машину купи! Не на папином авто едешь! – фраза летела в спину упрямой горянке, которая все же открыла дверь, и водителю ничего не оставалось, как притормозить.
Тот факт, что машина находится в движении, ее никак не пугал. Женщина была настроена решительно. Здесь и сейчас.
Этот же принцип срабатывает каждый раз, когда глаза придирчиво нащупывают зримые нарушения в реалиях. Маршрутка ли приехала не вовремя, остановка далековато, а такси – и вовсе дороговато. Позитивные изменения все хотят получить разом. Между тем система общественного транспорта в городе постепенно наращивает свои ресурсы. Правда, не всегда поспевая за стремительным ростом населения.
БУДУТ НОВЫЕ И ОБЫЧНЫЕ
Новые остановочные павильоны, заявленные в качестве пилотного проекта, уже начали устанавливать в Махачкале. Один из них – на пересечении пр. Шамиля и Гамидова – используется по назначению. Павильон оборудован навесом, скамейками и камерой. В рамках пилотного проекта похожие комбинированные павильоны и обычные появятся у дорог. На первых порах 94 – из запланированных 300. Оборудованные торговыми точками павильоны помогут инвесторам окупить вложения. А горожанам позволят в комфортных условиях дожидаться общественного транспорта.
Сама идея создать обустроенные остановочные места проста и понята. Типовые знаки не способны создать весь необходимый перечень удобств, какими должны обладать остановочные пункты. Но собственный опыт и отзывы людей в Интернете на тему общественного транспорта и остановок – что, как и где оборудовано – наводят на ту простую мысль, что все эти суждения применимы к конкретным реалиям. Надо понимать, как устроены дороги, какова плотность застройки в целом, как работает система общественного транспорта и … ментальность людей в данном конкретном месте и т.д. Допустим, в столичном регионе на некой остановке подключена система кондиционирования. Насколько это реализуемо в тех условиях, когда люди испытывают проблемы с подачей электроэнергии в МКД? А есть остановки лондонского типа, которые устанавливаются «наоборот» – закрытой частью к обочине. Вполне, казалось бы, замечательная идея: место на тротуаре высвобождается, стенки остановки прозрачные и можно сидя «ловить взглядом» нужный транспорт. Но есть одно примечание: «м-э-стные» лихачи, позабыв, что находятся в центре города, прямо скажем, в гуще событий, дрифтуют так, что на зеленый цвет светофора переходишь, опасливо озираясь. Похоже, что снести остановку, стоящую у обочины, для них труда не составит.
К тому же застройка. Везде ли есть возможность «развернуться» и поставить остановочный комплекс там, где он необходим? Человеческий фактор таков: обсуждать до тех пор, пока вопрос не коснется напрямую собственных интересов. А собственные интересы, как показывает жизненная практика, выше общественных.
Но и комбинированные, и обычные остановочные пункты, как планируется, будут оборудованы специальным информационным табло, чтобы пассажир ориентировался в маршрутах, и раздавать бесплатный Интернет. Само собой, там, где бесплатный вай-фай, подтянется молодежь – они активные пользователи полезных новинок и общественного транспорта, хотя и старшее поколение в этом смысле не отстает. Пока что на новой остановке вай-фай не подключен. Проверено собственным телефоном.
ЗАЧЕМ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ?
Общественный транспорт, к слову, и там – за границей, и здесь – в стране имеет свои особенности. Но принцип работы везде одинаков: его должно быть достаточно. Тогда и выбор: на чем поехать – на такси или маршрутном микроавтобусе, автобусе – будет решаться просто. Без вынужденной необходимости оплачивать тот транспорт, который доставит до места и в нужное время.
Ведь несмотря на общее довольство и недовольство – водителей пассажирами и наоборот – всем нам приходится взаимодействовать в общественном пространстве. Пусть таксисты и жалуются временами на пассажиров и на дороговизну содержания машины, но свои кровные порядка 5 тыс. рублей в день все же получают. Не с потолка взята сумма, а в соответствии с постом, опубликованным в одном из популярных дагестанских пабликов (Цитирую дословно: «Мы целый день кружимся по городу, чтобы заработать – не секрет ни для кого, пять-шесть тысяч в день»).
Вместе с тем среднестатистический пассажир-бюджетник, пенсионер и школьник выбирает проезд маршрутным такси или автобусом. Априори, потому что так выгодно, в первую очередь. А во-вторых, в махачкалинских реалиях, когда горожанин при возможности чаще делает выбор в пользу собственного частного авто, проездное время для всех автомашин постепенно уравнивается. Временной промежуток на общественном транспорте длиннее только за счет остановок (Тогда зачем платить больше? Почти как в известной рекламе.) И как бы общественность ни ратовала за увеличение транспортных единиц для пассажирских перевозок – если это сделать сиюминутно, эффект, вероятно, получится обратный ожидаемому. Отвыкшие либо не привыкшие к коллективным перевозкам махачкалинцы(ки) будут упрямо крутить руль собственных машин, но в автобус вряд ли пересядут. Поэтому скорость транспортного перемещения по дорожным артериям упадет в разы. Увы.
Но для тех, кто пользуется общественным транспортом, плюсы таких поездок очевидны. Новые автобусы, выпущенные на городские линии с начала этого года, комфортны и пользуются спросом у горожан. К тому же Постановлением городских властей с 1 января 2025 года введены тарифы на проезд по регулируемым маршрутам, которые устанавливаются мэрией города. Стоимость проезда на маршрутах № 64 «Автовокзал “Северный” – ЦУМ» и № 66 «Троллейбусное кольцо – Площадь Коминтерна» составит 27 рублей. В маршрутных такси тарифы будут такие: № 101р «Село Н. Хушет – г. Махачкала» – 25 рублей, № 105р «Пос. Шамхал – г. Махачкала» – 35 рублей, № 106р «Село Шамхал-Термен – г. Махачкала» – 30 рублей, № 108 р «Пос. Сулак – г. Махачкала» – 80 рублей, № 188р «Пос. Загородный – г. Махачкала» – 45 рублей.
И все же – какой будет поездка сегодня, решать вам, руководствуясь ценой, скоростью и удобствами…
Лариса ДИБИРОВА