Всевышний Аллах в Коране сказал: «Аллах забирает души Своих рабов в момент их смерти, а ту душу, которая пока ещё не умирает, Он забирает во время сна. Он удерживает ту душу, которой предопределил смерть, и отпускает другую до определенного срока [до окончания его жизненного срока]. Воистину, в этом непременно содержатся знамения для людей размышляющих» (сура Аз-Зумар, 42).
Ученые-толкователи Корана высказали разные мнения относительно покидания тела душой. Ибн Касир в толковании к этому аяту пишет: «Некоторые саляфы (праведные предшественники) сказали, что души покойных забирают, когда те умирают, а живых – когда они засыпают. Они рассказывают друг другу то, что Аллах пожелает, затем: «Он удерживает ту душу, которой предопределил смерть», то есть ту, которая умерла, а другую возвращает обратно до своего назначенного срока» («Тафсир Ибн Касир»; сура «Аз-Зумар», 42).
Фахр Ар-Рази сказал: «Человеческая душа – это духовное существо. Когда она находится в соприкосновении с телом, ее свет отображается на всех частях тела, это и есть жизнь. Когда же человек умирает, прекращается связь души с телом – как внешне, так и внутренне. Это мы называем смертью. Что же касается сна, то связь души с телом прекращается лишь внешне, частично, а внутренняя связь не прекращается. Поэтому установлено, что смерть и сон относятся к одному виду состояния, с той лишь разницей, что когда человек умирает, душа полностью отделяется от тела, а во время сна – частично» («Тафсир аль-Кабир»; сура «Аз-Зумар», 42).
Изз Ибн Абдуссалям также сказал об этом: «В каждом теле есть две души. Первая – это «рух аль-якза», когда она находится в теле, человек бодрствует. Когда человек засыпает, эта душа покидает тело и видит сновидения. Вторая душа – это «рух аль-хаят», и по велению Всевышнего Аллаха до тех пор, пока она пребывает в теле, человек жив. Когда же она («рух аль-хаят») покидает тело, человек умирает, а если она вернётся обратно, он оживёт. Обе души расположены в теле человека, и об их месторасположении знают лишь те, кого просветил Аллах. Это подобно нахождению двойняшек в одной материнской утробе» («Толкование Аз-Заркани на Муватта Имама Малика», 107).
В хадисе, переданном от Абу Джухайфа (да будет доволен им Аллах), сказано: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был в сафаре, во время которого они заснули и проснулись лишь после восхода. Тогда Пророк сказал: «Поистине, вы были мертвы, и Аллах вернул вам ваши души. Если кто проспит время намаза, пусть совершит его, когда проснется, а кто забудет совершить намаз, пусть совершит, когда вспомнит» (Абу Я’ля).
Ибн Раджаб аль-Ханбали, комментируя этот хадис, сказал: «Необязательно, чтобы душа полностью покидала своё тело. Бывает и так, что душа отделяется, но остается частичная связь» («Фатх Аль-Бари», 3/326).
Говоря вкратце, во время сна душа на самом деле покидает тело, но лишь частично. А когда человек умирает, то душа покидает тело полностью.
Мухаммад МУСЛИМОВ, islamdag.ru