Роскошные подарки, вереница дорогих машин, заветный камень в золотой оправе, поблескивающий на безымянном пальце правой руки – в дагестанских соцсетях нет-нет выставляют видеокадры сватовств, впечатляющие своим размахом, роскошью и обилием даров.
– Что ты хочешь в качестве махра? – слышен закадровый голос. Вопрос адресован девушке, находящейся в объективе видеокамеры. Потупив взор, она произносит: «Машину Тойота». В ответ слышны одобрительные возгласы. Предположу, что за выбор невесты радуется сторона жениха. Вкус у девушки действительно неплохой.
На самом же деле, запросы невест под влиянием таких видеосюжетов растут. И дело тут не в избыточных аппетитах, а в желании быть не хуже других. Другое дело, способна ли женихова сторона воплотить все требования? Судя по количеству мужчин, оставшихся холостяками до 30-летнего возраста, а возраст некоторых женихов приближается и к 40 годам, проблема принести «достойный» калым невесте актуальна по всему Дагестану.
Причем в объективе внимания находятся не только подарки женихов, но и приданое. Чего стоят нашумевшие мемы о строгой свекрови Айне, забраковавшей вещи несостоявшейся невестки. Видео и фото стеклянной посуды, спального гарнитура за 150 тысяч долго еще бороздили просторы ватсапп-чатов, будоража умы простого обывателя риторическими вопросами: откуда такие запросы? И кто их устанавливает?
Опубликованный недавно в соцсетях пост о том, что имам Карабудахкента ввел лимит на калым, подстегнул комментаторов на рассуждения о том, как современным женихам подстраиваться под требования родственников со стороны девушки. Как следует из новости, в качестве компромиссного варианта имам предлагает стандартизировать список требований в определенную сумму: жених должен уложиться в 150 тыс. рублей. Дорогие украшения и айфоны автоматически записываются в атрибуты роскоши. И до свадьбы не дарятся.
Помощник муфтия РД, доктор исламских наук Мухаммад Магомедов считает, что многое определяется тем населенным пунктом, где проживают люди. В городе люди спокойнее относятся к традициям. В селах, где установлены определенные порядки, молодые люди стремятся не ударить в грязь лицом. Нередко потенциальным женихам приходится брать в долг, чтобы избежать упреков со стороны родственников невесты. В таких случаях имамы вносят корректировки и рекомендуют людям соответствовать установленным нормам.
«Сейчас уровень благосостояния у людей разный. Поэтому попытка привнести нормы может помочь людям создать семьи, не влезая в долги», – отмечает он. По словам Магомедова, нередко приходится призывать людей большего достатка соблюдать ограничения. Не потому что они не в состоянии, а наоборот, чтобы этим показать другим пример. После свадьбы спустя некоторое время можно дарить невесте соответственно своим возможностям.
На его памяти в одном из сел был подобный случай, когда имам ввел нормы на калым, и это дало неожиданный результат. Количество брачующихся выросло в разы.
В условиях, когда соцсети пропагандируют замужество в качестве сказочного путешествия в беззаботный мир, молодые люди находятся в активном поиске того, кто способен воплотить желаемое в жизнь. Но семья – это не просто союз двух людей, это «очаг» – который нужно строить вместе. И фундаментом ему станут не подарки, а семейные ценности, которые родители должны были вложить в своих детей. Именно родители, а не соцсети.
Лариса ДИБИРОВА