Каждый верующий испытывает трудности и невзгоды в своей жизни. Это происходит в соответствии с мудростью Всевышнего Аллаха и Его предопределением. Так Создатель испытывает своих рабов.
Это происходит в первую очередь потому, что этот мир является местом заключения для праведного мусульманина, которого на том свете ждут прекрасные блага Рая. А грешникам и неверным могут быть даны все блага этого мира, но на том Свете их ждет суровое наказание.
Даже если верующий пользуется всеми благами этого мира, по сравнению с тем, что его ждет в Раю, даже самое комфортную и беззаботную жизнь в этом мире можно считать заточением в темнице, не говоря уже о трудных буднях обычных мусульман.
Существует ряд причин, по которым Всевышний Аллах позволяет людям испытывать трудности и невзгоды.
- Проверка веры
Хотя Всевышний Создатель досконально знает обо всем, что будет до Судного дня и после него, Он все равно подвергает человека испытанию трудностями и невзгодами для проверки его веры и решимости. Это делается для того, чтобы человек мог увидеть и оценить свои действия в разных ситуациях.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут испытанию только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? (Нет, не будет так, как они полагают, они непременно будут подвергнуты испытанию Аллахом, чтобы отличились правдивые верующие от лицемеров)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Анкабут: 2)
Человек не может просто так пройти это испытание, ему необходимо сохранить веру в то, что только Всевышний Аллах может избавить его от трудностей и невзгод. А если верующий желает избавиться от трудностей, ему следует обращаться к Аллаху.
- Очищение души
Всевышний Создатель посылает трудности и невзгоды на своих рабов, чтобы в этом же мире очистить их от грехов, которые они уже совершили. Некоторые неприятные ситуации, в которые попадают верующие, являются прежде всего результатом совершенных ими ранее грехов.
От Абу Са’ида Аль-Худри и Абу Хурайры (да будет доволен ими обоими Аллах) передается, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это его грехи». (Бухари, 5641 и 5642; Муслим, 2573)
Верующий может смыть свои грехи не только через трудности и страдания, но и совершив искреннее покаяние, а также через милостыню (садака), но это не исключает того, что за любое испытание Всевышний прощает его грехи.
- Благодарность
Когда люди забывают о благодарности Создателю за малые и великие блага, которыми Всевышний их одарил, и начинают принимать их как должное, трудности и страдания, появившиеся в их жизни, напоминают им об этом.
Человек не осознает, какие блага ниспосылает ему Всевышний Создатель, пока Он не отнимет их. Как только человек лишается чего-то, он сразу осознает его цену и начинает благодарить Аллаха.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Если Мы одаряем человека благами, он отворачивается от благодарности, превозносится от следования [канонам веры] и задирает нос от гордости и высокомерия. Если же зло касается его, он начинает возносить пространные мольбы и постоянно проявляет покорность» («Сафват ат-Тафасир», сура Фуссылат: 51).
Такова природа человека — отрицание и неблагодарность. Он признает своего Господа только во время бед и забывает о Нем, когда у него все в порядке. А верующий должен помнить о своем Господе в горе и радости, в богатстве и бедности, в болезни и здравии…
- Напоминание
от Аллаха
Тот, кто слишком поглощен мирскими заботами, порой забывает о существовании Всевышнего. Из-за сильного увлечения мирской жизнью он не всегда выполняет даже свои обязанности перед Господом. Трудности и испытания служат хорошим напоминанием для такого человека.
Всевышний Аллах говорит: «А после того, как Аллах спасает людей от беды и страха, вот, – они злодействуют на земле, не имея на это никакого права. [Всевышний Аллах в ответ на это говорит им]: “О люди, вред от ваших злодеяний и их последствия обернутся против вас самих, никто кроме вас не будет пожинать их плоды. Вы лишь пользуетесь преходящей земной жизнью. Потом, после смерти, вам предстоит вернуться к Нам, и Мы непременно сообщим вам о том, что вы совершали, и воздадим за это”» («Сафват ат-Тафасир», сура Юнус: 23).
В этом аяте содержится угроза и предупреждение от Всевышнего, а также приводится пример неблагодарного человека, который вспоминает о Господе только в трудные минуты и обращается к Нему только в горе и бедности, а когда Аллах спасает его от трудностей, отводит от него тяготы, он возвращается к отрицанию и грехам и продолжает творить зло и беззаконие.
- Сила и мощь Аллаха
Когда у человека в этой жизни всё в порядке и всё получается, он забывают о всесилии Аллаха. Тогда Всевышний ниспосылает ему трудности и испытания, напоминая ему о Своей силе и мощи и указывая на то, что никто не способен защитить его, кроме Создателя. «А когда человека постигает беда, он взывает к Нам, прося о помощи и моля о прощении. Потом, когда Мы великодушно даруем ему благодать от Нас, он говорит: “Мне это дано, потому что я умею торговать и зарабатывать”. О нет, всё не так, как он утверждает, ведь это искушение и испытание для него, чтобы выяснить, проявит ли он покорность или не станет повиноваться. Но большинство людей по своему невежеству не знают, что имущество, данное им, является испытанием, и поэтому они неблагодарны» («Сафват ат-Тафасир», сура Аз-Зумар: 49).
Так Всевышний напоминает людям, что они нуждаются во Всевышнем Аллахе каждое мгновение своего бытия. Но как только испытания минуют их, они возвращаются к своему высокомерию. Истинный верующий должен не забывать об этом и всегда помнить о своем бессилии и о мощи Всевышнего.
Муслим АБДУЛАЕВ, islamdag.ru