Стремительно летит время. Рожденные в СССР сегодня живут в другом государстве. И речь не идет о смене территории. Нет. Это по-прежнему родной город, своя страна, только поменялись многие названия, изменилась и сама жизнь.
О том, что пришлось пережить во времена Советского Союза и как живет в дни сегодняшние, рассказывает Перзият Багандова.
Человек-легенда, вникающая в самую суть явлений окружающего мира, способная анализировать и делать правильные выводы из всего сущего, сегодня делится с «МИ» своими воспоминаниями.
МНЕ НЕ ХВАТАЛО 24 ЧАСОВ
– Перзият Курбановна, что вам особо запомнилось из советского прошлого? Неужели все было плохо, как сетуют некоторые?
– Нет, конечно. И раньше, и сегодня много хорошего, хотя есть и недостатки.
Объясню на собственном примере. В родном Левашинском районе я проработала 7 лет секретарем Левашинского райкома комсомола. Эту должность я заняла в возрасте 20 лет.
За спиной было Буйнакское педагогическое училище, Высшая партийная школа при ЦК КПСС в Москве. Я чувствовала, что переросла работу в комсомоле, думала о более серьезной и ответственной работе.
Мы переехали с семьей в Махачкалу, где через 1,5 месяца меня утвердили заместителем заведующего организационного отдела горкома партии.
Я курировала деятельность всех первичных партийных организаций в городе, вся кадровая политика шла через нас.
Конечно, поначалу было трудно: многое я не понимала, даже завела тетрадь, где записывала, какими вопросами занимается отдел.
Знания черпала из журналов, тогда в Москве издавались «Партийная жизнь» и «Коммунист»; все союзные республики тоже издавали журналы по этой теме. Из них можно было почерпнуть что-то полезное для себя.
В 1972 году был создан Ленинский райком партии, стала его 2-м секретарем, на этой должности проработала 7 лет.
Затем перевели в Махачкалинский горком партии, где 3 года занималась идеологической работой, потом организационно-партийной, всего 12 лет.
И, наконец, в 1990 году стала министром социальной защиты Дагестана.
Я это рассказываю потому, что кем я стала, я обязана советской власти. Она, власть, много сделала для людей: это и 8-часовой рабочий день, и предоставление муниципального жилья, и многое другое.
А недостатки? Конечно, были. Например, меня не устраивало плановое ведение хозяйства на предприятиях. Приведу такой пример.
Хлеб в Махачкале выпекали только два хлебозавода – первый и второй. И если одна печь выходила из строя, то хлеба в городе не хватало, особенно такое иногда случалось перед праздниками.
И ты вынужден искать, откуда бы этот хлеб привезти – из Буйнакска или Каспийска? А сегодня – какого только хлеба нет в продаже!
Хочу сказать, что в те времена инициативные талантливые люди не могли проявить себя, заняться предпринимательской деятельностью.
Тогда ведь всего не хватало!
Еще помню такой случай. В Центральной республиканской больнице не отапливался корпус: сгнили трубы. А где их взять?
Звоню председателю Госплана: помогите, нужны трубы!
Он дает нам вагон труб, делаем ремонт, спасаем больных. А я задумалась тогда: ведь эти трубы тоже по плану должны были пойти кому-то другому!
Сколько было таких случаев! И Дом престарелых в Махачкале требовал ремонта: крыша протекала, полы прогнили…
Я зашла туда, а эти беспомощные старики говорят: смерти ждем…
Я тогда пошла по всем коллегам, к министрам, отправила слезные письма.
Многие откликнулись. Тогдашний начальник Дагводстроя Тотурбий Тотурбиев прислал бригаду, заменили крышу, отремонтировали полы.
С продуктами тоже было плохо. Я объявила телемарафон для сбора денег, поехала по районам с просьбой помочь.
Никто не отказал. Кто-то дал зерно, кто-то картошку, кто-то овощи. За счет привлеченных средств уже в Казанищенском доме престарелых построили двухэтажный корпус, старое здание отремонтировали.
А к концу 1990 года удалось даже закупить для Дома престарелых ковровые дорожки.
– В начале нашей беседы вы упомянули о том, что, еще работая в горкоме партии, занимались идеологическим направлением. Расскажите об этом подробнее. И, на ваш взгляд, есть ли какая-либо идеология в наше время?
– В понятие «идеологическая работа» входят все действия, направленные на формирование человека, убежденного в правильности марксистско-ленинских идей и ведущего подобающий образ жизни.
Мы использовали наглядную агитацию, средства массовой информации, работали напрямую с партийными организациями предприятий.
Мы сами были убеждены, что социализм – это лучшее общественное формирование, и убеждали в этом других.
Проводили собрания в первичных организациях, встречи с работниками фабрик и заводов, разъясняли политику партии.
Что касается дней сегодняшних, то, конечно, идеология существует, только называется по-другому.
Например, много внимания уделяется воспитанию патриотов: проводятся встречи с героями СВО, их семьями, ставятся спектакли, снимаются фильмы о людях, защищающих Отечество, преданных своей Родине.
Много внимания сегодня уделяется семье, воспитанию детей. Госдума запретила пропаганду чайдлфри, когда люди добровольно отказываются от рождения детей.
Утверждаются традиционные семейные ценности, возрождаются национальные языки, развивается национальная культура.
Это все и есть идеология.
– Вы сейчас тоже занимаетесь возрождением и развитием даргинской культуры. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Да. Я отошла от городских дел, хотя являюсь почетным гражданином города Махачкалы, награждена орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан», заслуженный работник социальной защиты населения.
Сегодня возглавляю дагестанскую региональную общественную организацию «Историко-культурное наследие», которую мы создали в 2013 году.
Никакой личной выгоды от этой работы я не имею. Просто оказалась как-то на концерте даргинских исполнителей и ужаснулась тому, о чем они поют.
Нечто бессвязное, непонятное. Я пригласила народного поэта Дагестана Магомеда Гамидова и попросила его составить сборник, который мы назвали «Громче звучи, песня!»
Провела 4 встречи с исполнителями, каждому вручила сборник песен на даргинском языке, чтобы они в своих выступлениях пели песни на стихи Омарла Батырая, других даргинских профессиональных поэтов.
Выяснилось также, что у моего народа нет словаря. Мною был издан словарь, составленный Хизри Юсуповым – ведущим научным сотрудником ИИЯЛ Научного центра Дагестана, которым мы обеспечили все школы, где преподают даргинский язык, все издательства, все НИИ, факультеты дагестанских национальных языков ДГУ и ДГПУ.
Мы разработали проект «Даргинцы», издали книгу о выдающихся представителях нашего народа. Первой вышла книга о Саиде Амирове, недавно, к юбилею народного писателя Дагестана Ахмедхана-Абу-Бакара, увидела свет книга о нем.
Всего мною составлено и издано 7 книг.
К моему юбилею вышло издание, состоящее из очерков, рассказов и поэтических произведений, которые подобрали авторы-составители о моей жизни.
Книга называется «Счастье служить людям». Высшего счастья для меня не существует.
Наталья БУЧЕНКО