Если кто-то представляет себе Дагестан начала ХХ века краем пастухов и простолюдинов, то покажите им это фото: шестилетний мальчишка здесь одет как столичный московский франт – это фото юного костекца Анвара Аджиева, будущего народного кумыкского поэта.
Он родился в 1914 году во времена Российской империи. Однако становление его личности пришлось на расцвет большевизма.
Духовное просвещение в ту пору было не в почете, родители отдали мальчика в медресе, где он получил начальное образование. Анвар Аджиев рано проявил свой поэтический талант – первые пробы пера пришлись на школьный период.
Молодой, живой, энергичный и полный энтузиазма Анвар Аджиев становится истинным пассионарием своего времени. Уже в юные годы его творчество представлено не только любовной, но и гражданской лирикой; он поднимает вопросы добра и зла, света и тьмы.
Наступили непростые времена. Страна охвачена войной: вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз мобилизует население на защиту Родины. Люди творческих профессий: поэты, художники, артисты и др. – призыву не подлежали. Специальная справка об отводе позволяет вернуться в тыл прямо с призывного пункта.
Молодой Анвар скрывает свой документ и рвется на фронт. Он был уверен, что примером обязан вдохновить остальных. Близким и родным потребовалось приложить немало усилий, чтобы остановить его. Эта война унесет жизни миллионов советских людей – родные братья поэта не станут исключением. Но сам поэт не мог оставаться в стороне от судьбоносного события. Он ездил по гарнизонам, вдохновляясь примерами мужества советских воинов. На фронте появляются его самые патриотические произведения «Наступление», «Сабли» и другие.
Анвар Аджиев прожил потрясающе интересную жизнь. В российском кинематографе есть фильмы-хроники о деятелях культуры, например, картина «Александров и Орлова» – судьба кумыкского поэта заслуживает неменьшего внимания. Его дружба с Расулом Гамзатовым, принадлежность к богемному кругу русской творческой интеллигенции, исторический вклад в зарождение и развитие дагестанского телевидения – все это представляет интерес и является предметом гордости.
Но и сегодня есть место, которое с любовью хранит память о нем – это дом-музей имени Анвара Аджиева. Здесь родные бережно собирают частицы истории о своем известном предке. Атмосферное место притягивает к себе многочисленных туристов, но малознакомо махачкалинцам.
– После смерти отца я не стал «выбивать» особое положение для его имени, не претендовал на почетные звания. Ему бы это не понравилось. Он таким человеком был, жил по принципу «Не сотвори себе кумира», – сообщает нам сын поэта Багаутдин Аджиев.
Но кумир сотворил себя сам: Анвар Аджиев – это истинный селф-мэйд-герой своего времени. Стихи поэта практически не поддаются переводу. Многие годы над ними бились лучшие переводчики, что-то удалось объединить в сборник на русском. Но все же метафоры автора никто не смог передать так глубоко и тонко, как они звучат в оригинале.
Строки из произведений Анвара Аджиева легли в основу кумыкских песен. Их пели Бурлият Ибрагимова и Рукият Гамзатова. Они звучат на свадьбах. Композиторы создавали сложную музыку под витиеватый слог народного поэта.
Талантливый и ироничный, невероятно обаятельный и удивительно светский для Дагестана – Анвар Аджиев был уникумом своего времени. Он опередил эпоху. Возможно, эта способность и притягивает нас в его дом-музей, где понимаешь, что Анвар Аджиев всегда современен. Потому что он как истинный классик вне времени и обстоятельств.
Регина ГАДЖИБАЛАЕВА