Накануне Дня сотрудника органов внутренних дел РФ, а проще Дня полиции, мы отправились в Северо-Кавказский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в Махачкале, более привычно для всех дагестанцев – Правовую академию.
Именно здесь, в одном из самых престижных вузов этой специализации на Северном Кавказе, растут будущие юристы – работники судов, следственных органов, полиции, чей праздник всегда широко отмечается в нашей стране. Чтобы узнать, почему Правовая академия так популярна у абитуриентов и их родителей, в чем преимущества этого вуза и как устроена вузовская жизнь, мы поговорили с директором учебного заведения Гусейном Магомедовым.
– Гусейн Багавдинович, получить специальность юриста в республике можно в нескольких высших учебных заведениях. Что вы делаете для того, чтобы абитуриент выбрал именно ваш вуз?
– Образование – это целенаправленный процесс, включающий в себя и обучение, и воспитание. У нас сильный профессорско-преподавательский состав. Кроме того, мы периодически приглашаем хороших специалистов, включая докторов наук из других регионов России, которые читают лекции для наших студентов по 2-3 дня. Работает и дистанционный формат обучения с приглашенными лекторами. Академия проводит очень много научных конференций и участвует в подобных мероприятиях, проводимых по всей стране. Мы не замыкаемся на себе, у нас интересно. Но строго.
Мы плотно занимаемся воспитанием студентов, за каждым курсом закреплен куратор, который следит за процессом обучения, контролирует поведение. В случае нарушений родители студента будут сразу же оповещены. Они могут быть уверены, что их ребенок без присмотра не останется.
– Вы возглавляете вуз 8 лет, что вы считаете своим достижением на должности директора данного вуза?
– Мне удалось открыть военную кафедру, работает она уже три года. Правовая академия – один из первых вузов в республике, по окончании которого выпускник получает военный билет, не служа в армии.
В мою бытность директором академия открыла магистратуру. Это очень значимо. Но самый большой мой успех – это достижения наших детей. Студенты выезжают на конференции международного масштаба –Державинские, Ломоносовские, Кутафинские чтения, занимают призовые места, побеждают в чемпионатах России по уголовному, гражданскому, конституционному праву, по разным другим отраслям и предметам. Я считаю, что их победы – это победы и нашего коллектива, и мое личное достижение.
– Было время, когда профессия юриста в Дагестане была первой строкой в рейтинге у абитуриентов, а получить второе юридическое образование считалось чуть ли не обязательным. Сейчас быть юристом престижно?
– Уверен, что юристы, экономисты, врачи, учителя, инженеры всегда были и будут востребованы. В наши дни в России по популярности профессия юриста занимает пятое место. И вряд ли ее рейтинг упадет. Юриспруденция – это то, без чего не может жить государство, а значит, это всегда будет в тренде. Проблема лишь в том, чтобы специалист был хороший.
– Значит, конкурс на юридические специальности по-прежнему высок? Изменилось ли у вас число абитуриентов?
– Мы стабильно принимаем каждый год 1400–1500 студентов, где-то человек 500-700 оставляем за бортом. Берем столько, сколько мы можем обеспечить качественным образованием. Мы знаем свои возможности: это зависит от количества преподавателей и массы других условий. Такие цифры у нас фиксируются на протяжении как минимум 15 лет. Наш вуз достойно держит конкуренцию с другими высшими учебными заведениями.
– А как обстоит дело с трудоустройством? Надо ли беспокоиться выпускникам о сложном поиске работы?
– Хороший юрист никогда не должен искать работу, работа сама ищет хорошего юриста. Сейчас возможностей масса, трудоустроиться не проблема, кадровый голод ощущается по всей стране. К нам обращаются многие организации с просьбой дать специалистов. У нас ведется мониторинг студентов-старшекурсников и выпускников, желающих начать работать еще со студенческой скамьи. Мы распределяем их по тем организациям, которые оставили заявки. По окончании академии 70% выпускников, как правило, сами находят работу. Есть, конечно, и те, кто не работает по профессии, такое явление имеет место в каждом вузе, но если человек хочет работать по специальности, то нашим студентам беспокоиться не о чем – рынок труда предоставляет им массу возможностей. Однако всегда надо помнить: везде ждут хороших специалистов, неучи никому не нужны. Наш вуз работает на качество, и мы стараемся объяснить ребятам эту простую истину.
– Недавно ваши студенты приняли самое активное участие в городском поэтическом конкурсе. Было приятно видеть и слышать молодых людей в форме, замечательно читающих Пушкина. Как в академии протекает культурная жизнь?
– Считаю, что наши подопечные должны быть разносторонне развиты, для этого мы поощряем их стремление заниматься творчеством. И помогаем. К любому мероприятию педагоги академии тщательно готовят участников. Будь то наше или выездное событие, конференция или конкурс чтецов.
Перед участием в любом мероприятии мы проводим предварительные слушания, указываем на те или иные недочеты, даем время на исправление ошибок. Поднимаем интерес и к своей профессии, и к другим активностям. Всякое публичное выступление направлено на приобретение профессиональных навыков, способствует прогрессу в ораторском искусстве, общению с аудиторией, что необходимо юристу. Чем больше они выступают, тем лучше для них самих, со временем они преодолевают волнение и страх и в итоге становятся готовыми ораторами. В год я отправляю 500-600 студентов по разным городам России для участия в различных мероприятиях. Вот недавно 40 человек были в Ростове, 20 человек приняли участие в конференции в Москве.
– Как проходит отбор участников выездных мероприятий?
– Мы ведем мониторинг выезжавших и невыезжавших студентов, тем самым даем возможность всем побывать на мероприятиях различного уровня. Есть активные дети, но есть и те, кто в тени, на обочине, причем по разным причинам, не всегда это лень или отсутствие интереса к учебе. Не могут все быть отличниками или смелыми и решительными. Мы отбираем желающих и тормошим тихонь, не даем им отсидеться в уголочке. Дети ведь как пластилин, что из них лепить, то и будет. Наши педагоги очень плотно работают со студентами, и они растут.
– Говорят, что в академии не забалуешь, дисциплина здесь на уровне?
– И это тоже на пользу знаниям. Например, мы не допускаем до занятий студента-первокурсника, если он не может рассказать каждый день по одной статье Конституции РФ или Уголовного и Гражданского кодексов РФ. Не допускаются к учебе обучающиеся, одетые не по форме или не имеющие в сумке книг по расписанию, так как всеми учебниками они обеспечены вузом. У нас запрещено пользоваться мобильными телефонами. Если нарушил правило, то у студента забирают телефон на 10 дней или же возвращают, если тот рассказывает 10 статей Конституции РФ. У нас тотальный контроль над студентами, и это очень нравится родителям. Студентам поначалу трудно, но и они привыкают. Известно же, чем больше давишь на уголь, тем быстрее он становится алмазом, дисциплина помогает сделать из ребенка настоящего человека.
– А к преподавателям тоже особые требования?
– Преподаватель прежде всего должен в совершенстве знать тот предмет, который ведет, должен владеть аудиторией. Ему нельзя читать лекции и вести семинарские занятия сидя. Помимо этого, он должен готовить студентов для участия в конференциях и олимпиадах, проводить один раз в семестр мероприятие. Если я вижу перед собой профессионала – часы для него у нас всегда найдутся.
– Что для вас самое сложное в вашей работе?
– Больше всего меня огорчает, когда студенты, у которых есть способности, потенциал личностного развития, не учатся. Самое главное для меня – это дать знания, и если этого не происходит, то считаю это провалом. Когда выпускник приходит на свое первое в жизни рабочее место, от него требуют только знаний. Никому не интересно, как действовал директор, какие были проблемы у вуза.
Знания наших студентов – вот критерий оценивания моей работы. К сожалению, и у нас в вузе есть те, кого не заставишь учиться, кто пришел сюда случайно, не по призванию. Но если человек хочет стать профессионалом, но у него пока не получается, наша задача ему помочь.
– А что самое интересное?
– Однозначно, общение со студентами. Каждый день утром я встречаю их у входа, мы общаемся, часто я собираю группы на беседу по совершенно разным поводам и темам. Узнаю о них многое и очень рад тому, что это помогает не только мне, но и им. У нас с нашими студентами одна цель – получить профессию и стать хорошими специалистами. Если есть прочный фундамент – строить дом легко. Вот так и наш диплом – он должен стать настоящей плодородной почвой для дальнейшего роста наших выпускников.