«…Именно вы находитесь ближе всего к людям и по большому счету являетесь для них ключевыми представителями всей системы публичной власти. К вам прежде всего люди и обращаются со своими нуждами и со своими проблемами и от вас ждут не только их оперативного решения, но и внимательного, доброжелательного отношения к своим инициативам и просьбам», – отметил Президент РФ В.В. Путин, выступая в 2023 году на заседании Совета по развитию местного самоуправления.
Нашу собеседницу сегодня по праву можно отнести к именно этой категории представителей власти, которые ежедневно встречаются с населением, выслушивают их жалобы и оперативно их решают на местах. Риза Гусейнова работает в Администрации Ленинского района Махачкалы начальником отдела по управлению микрорайоном Редукторный – Ак-Гель. Такие местные отделы создали в районной администрации, чтобы еще ближе работать с населением. Всего их пять, самым крупным из которых и является возглавляемый ею.
– В отделе 3 человека – я двое сотрудников. Работаю в нем третий год, а в общем в администрации района уже 11 лет. Во-первых, нашу работу составляют систематические объезды территории, выявление проблем, которые нужно решить, постоянное общение как с населением, так и с представителями организаций, которые должны решать жалобы людей.
Наши отделы были созданы в 2022 году, когда глава Ленинского района Магомед Магомедович Алхасов принял такое решение, чтобы активизировать работу с населением. Он решил, что за работу на участках должны отвечать конкретные люди, с которых, как говорится, и весь спрос. Поэтому и работаем неустанно, ведь переложить ответственность на «того парня» в нашем случае ну никак невозможно.
В ходе работы постоянно выявляем какие-то проблемы. Будь то санитарный беспорядок, строительный коллапс, незаконная стройка или проблемы с освещением, газом. Все, что должна вообще решать власть. Люди и сами приходят к нам со своими проблемами. Каждый обращается теперь именно по тому участку, где проживает. Если мы не можем решить проблему своими силами, то перенаправляем в профильную инстанцию. Но непросто скидываем проблему от себя и даем человеку отписку, а отслеживаем ее решение, будируем, если оно вдруг затягивается. Фактически выступаем представителями населения как в смежных органах власти, так и в частных структурах.
Конечно, в наше время большое внимание приходится уделять и медийной работе, освещать нашу деятельность и принимать сигналы в социальных сетях. И это тоже немалый объем, когда могут написать в 11 вечера или в выходной день, а откладывать хотя бы первичный ответ нельзя. Человек должен чувствовать, что его слышат, понимать, что обратился по адресу. Для этого и веду Телеграм-группу, ведь польза от этого реально есть. Найти ее несложно, она так и называется: «Редукторный и Ак-Гель».
И если раньше бывало, что люди могли по 4 дня сидеть без света, то сейчас такого нет. Система получения и отработки сигналов населения настолько налажена, что мы незамедлительно реагируем. Если где-то нет света, то сразу передаем и отслеживаем, чтобы службы оперативно ликвидировали аварию. Это такой постоянный процесс, когда ты вынужден вроде бы постоянно заставлять смежников работать, однако в результате вырабатывается четкое взаимодействие. И сегодня в большинстве случаев уже не нужно им повторять дважды: они и сами знают, что мы будем повторять сколько нужно, пока не решат.
– У нас сегодня есть ЦУР, в «Черновик» часто пишут, в комментариях в канале главы города часто оставляют сообщения. А к вам как попадают обращающиеся?
– Когда мы выявляем те или иные проблемы, встречаемся с жителями непосредственно. Я изначально как сделала? Часто выезжала во дворы, проверяла, как работают управляющие компании. Изучали, в каком состоянии подвал, крыша. Естественно, жители выходят, жалуются. Я их подписываю в этот момент на свой Телеграм-канал. Объясняю, что в случае возникновения проблем могут писать туда. Так росло количество подписчиков на канале, которых сейчас порядка 2000.
К сожалению, бывает, что люди занимают высокие посты, но могут неделями не обращать внимания на жалобы. Даже не потому, что их много, а просто не придают значения. Приходилось пробивать в буквальном смысле и двери в такие кабинеты. Все жалобы берутся нами на строгий учет, отслеживается их решение. За минувший год их было более 800 только устных, а еще более 100 письменных. И по каждому нужно было не просто ответить, а добиться действенного решения.
– Полномочий у вас, как я понимаю, не так уж много. Но ответственность фактически на вас. Морально тяжело?
– Нелегко. Бываешь иногда на грани срыва от всех проблем жителей, что порой наваливаются просто шквалом. Представьте всю эту негативную энергию, которую жители выбрасывают, пропускать через себя, будучи порой круглыми сутками с ними на связи. Я в Телеграме могу в 10 часов вечера отвечать человеку и передавать его жалобу начальнику Горсетей. Или жалоба может прийти в Роспотребнадзор, что мусор вокруг контейнерной площадки не убирают, к примеру. Я тут же передаю ее в МБУ «Благоустройство» города, они технику выделяют, убирают. Я отчитываюсь по итогу обратно Роспотребнадзору. Бумажной волокиты тоже хватает. И другие организации тоже мне адресуют различные вопросы. Так как я отвечаю за территорию, оперативно решаю и их.
– Всегда и все решают вопросы населения добровольно?
– Увы, нет. За время работы я составила очень много протоколов и штрафов на те организации, которые не выполняют свою работу. В том числе и на муниципальные структуры. В основном это штрафы по санитарному состоянию, на газовые службы составляла, на горэлектросети. Очень много протоколов и на самих горожан, которые, к примеру, мусорят. Штрафовать приходится и за состояние фасадной части зданий. На фасадах часто вешают разного рода рекламу и просто не моют годами окна. Вид безобразный, а так быть не должно, и законом предусмотрена возможность за это наказывать. Иногда по-другому и не получается.
В работе очень важно взаимодействовать с управляющими компаниями. Я отслеживаю, что они обещают людям, когда их выбирают жильцы, а потом контролирую, насколько эти обещания ими выполнены. Очень важно контролировать их работу, ведь во многом именно от них зависит на первичном уровне ощущение качества жизни горожанами. Если в подъезде чисто, сухо и светло, если во дворе прибрано, стоит фонарь и скамейка, то этот небольшой микромир человека, в котором он ежедневно вращается, уже становится комфортным. А ведь сделать это не сложно.
– За время работы вы уже стали специалистом в сфере энергетики и ЖКХ?
– Самое интересное в том, что в свое время посвятила кандидатскую диссертацию теме инвестиций в энергетику. Сегодня приходится на практике убеждаться в том, что многие тезисы были верны. Главная ведь проблема в том, что город продолжает расти, а стройки ведутся достаточно хаотично. Особенно у нас в Редукторном. Развитие инфраструктуры далеко отстало от темпов такого строительства. Необходимы колоссальные инвестиции в ее ускоренное развитие.
– Что пожелали бы жителям своего микрорайона в новом году?
– Желаю, конечно, побольше света. Чтобы и днем была у нас только ясная погода и теплый душевный климат в домах. И ночи чтобы проходили без отключений! Также хочется пожелать еще чуточку быть требовательнее к самим себе: не мусорить, воспитывать детей, чтобы не ломали то, что сделано. Ведь сколько ни старайся, если этого не будет, то улучшений трудно добиться. У нас порой свежий ремонт в подъезде на второй день умудряются изгадить. Ну не чиновники же в этом виноваты!
Тамерлан МАГОМЕДОВ