Пока в «Формуле-1» продолжается короткое межсезонье и команды готовятся к новому сезону, тем временем в песках Саудовской Аравии вовсю кипели страсти: уже в шестой раз подряд с 3 по 17 января здесь прошла самая главная внедорожная гонка в году – марафон «Дакар», 47-й ралли-рейдв истории. В «Дакаре-2025» принимало участие более 450 транспортных средств и свыше 800 участников.
Историческая справка. Основателем и организатором ставшего легендарным ралли-рейда стал французский мотогонщик Тьерри Сабин. Первый марафон, тогда он носил название «Париж – Дакар», стартовал в конце декабря 1978 года в центре Парижа – на площади Трокадеро. Финишировал марафон в 10 000 километрах в столице Сенегала – Дакаре. Из 182 экипажей, стартовавших в столице Франции, финиша достигли только 74. Первым победителем одного из самых сложных соревнований в мире автоспорта стал французский мотоциклист Сирил Невё, выступавший тогда на «Ямахе»; впоследствии француз одержал на «Дакаре» еще четыре победы. Среди автомобилей лучшим оказался экипаж Алена Женестье, выступавший на «Рейндж Ровер» – хотя в общем зачете они оказались лишь четвертыми. Необходимо отметить, что первоначально на «Дакаре» был только общий зачет без разделения по категориям. В результате все места на пьедестале остались за мотоциклистами.
Долгое время марафон проходил исключительно в Африке, и хотя маршрут ралли-рейда постоянно менялся, но, при этом, как правило, гонка финишировала в Дакаре либо там начиналась. В 1992 году гонка проходила через всю Африку с севера на юг – по маршруту Париж – Кейптаун. Чтобы обозначить связь между гонками, они все стали называться «Дакаром», даже если маршрут проходил, минуя столицу Сенегала. С начала 2000-х годов на севере африканского континента выросла террористическая угроза, и в 2008 году «Дакар» впервые был отменен из-за серьезной угрозы терактов в Мавритании. В результате было принято решение о переносе с 2009 года ралли-марафона «Дакар» в Южную Америку, где он и проводился на протяжении 11 лет на территории разных стран континента. Затем, с 2020 года (и по настоящее время), знаменитый марафон переехал в Азию, где его маршрут пролегает по территории Саудовской Аравии.
Результаты «Дакара-2025»:
- В классе мотоциклистов
Впервые победил австрийский мотогонщик Даниэль Сандерс на «КТМ», вторым стал испанец Тоша Шарейна, выступавший на «Хонде», третье место занял французский мотогонщик Адриен ван Беверен, также выступавший на «Хонде».
- В классе внедорожников
Также впервые на «Дакаре» к восторгу местной публики в классе внедорожников победу одержал саудовский раллийный гонщик Язид Аль-Раджи, выступавший на внедорожнике «Тойота». Аль-Раджи стал первым в истории гонщиком из Саудовской Аравии, кто смог победить на «Дакаре». Второе место занял южноафриканский гонщик Хенк Латеган, также выступавший на «Тойоте», третьим стал знаменитый шведский автогонщик Маттиас Экстрём, выступавший за рулем «Форда».
- В классе грузовиков
Чешский раллийный гонщик Мартин Мацик стал двукратным чемпионом «Дакара». Митчел ван ден Бринк – гонщик из Нидерландов – занял второе место, а Алеш Лопрайс – чешский гонщик, племянник шестикратного победителя «Дакара», знаменитого Карела Лопрайса, стал бронзовым призером. Все гонщики выступали на грузовиках «Ивеко».
- В классе серийных мотовездеходов (квадроциклов)
Здесь первенствовал американец Брок Хегер – дебютант «Дакара», выступавший на мотовездеходе «Полярис», вторым стал опытный чилиец Франсиско Лопес Контардо на «БРП», третье место на счету португальца Алешандре Пинту, также выступавшего на «БРП».
К сожалению, уже третий год подряд ралли-марафон «Дакар» из-за событий на Украине проходит без участия российской команды «КАМАЗ-мастер», чьи экипажи 19 раз становились победителями ралли-рейда «Дакар».
Гарун КАБИЕВ