Развитие транспортной инфраструктуры
Столица Дагестана продолжает расти, и помимо стремительной застройки мегаполису жизненно необходимы столь же высокие темпы обновления общественного транспортного парка. До последнего времени эта проблема продолжает оставаться актуальной. Казалось, что наличие развитой инфраструктуры маршрутного такси разрешит проблему. Оказалось, что это не так.
Помогла государственная помощь. Парк автобусов в Махачкале рос и в предыдущие годы, однако 2024 год оказался прорывным. Обновление автопарка Махачкалы на 45 новых автобусов, которые будут обслуживать проблемные маршруты, стало значимым событием. Возможно, поэтому министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Джамбулат Салавов назвал принятие Концепции развития общественного транспорта до 2030 года одним из главных достижений 2024 года.
На итоговой пресс-конференции, состоявшейся недавно в Международном столичном аэропорту, слово «Махачкала» звучало очень часто. В частности, министр анонсировал строительство нового внутреннего терминала, который наряду с уже построенным терминалом для международных рейсов позволит аэропорту Махачкалы стать одним из самых современных и технологически оснащенных авиаузлов в регионе.
Модернизация аэропорта вызвана значительным увеличением пассажиропотока, который ежегодно прирастает на 500 тысяч человек. Новый терминал поможет справиться с перегрузкой и значительно улучшит качество обслуживания пассажиров. Помимо строительства нового терминала, продолжится масштабная реконструкция аэропорта. В рамках этих работ планируется создание новой взлетно-посадочной полосы длиной 3200 метров и шириной 45 метров, которая сможет принимать все типы воздушных судов.
Также активно развивается морской торговый порт Махачкалы. Мощность морского торгового порта Махачкалы к 2030 году планируется увеличить с 8,3 млн тонн (на начало 2024 года) до 11 млн тонн, включая 3,1 млн тонн сухих грузов и 7,9 млн тонн наливных. В 2025 году, со слов министра, начнется строительство зернового терминала мощностью 1,5 млн тонн, а также капитальный ремонт и реконструкция действующих причалов. Кроме того, будет построена новая подъездная дорога к порту.
Запланировано дальнейшее обновление парка пригородно-железнодорожного сообщения. Новые электрички уже курсирующие по маршруту от Хасавюрта до Дербента, безусловно, повышают туристический статус столицы. Работа в этом направлении будет продолжена. Джамбулат Салавов также не исключил перспективу реализации проекта по созданию морских круизных туристических маршрутов Махачкала – Ростов, а также в страны ближнего зарубежья.
Министр заверил, что держит на контроле состояние дорожной сети столицы. В ближайших планах – строительство объездной дороги Махачкалы. Столицу необходимо разгрузить от потока машин, считает он, поэтому активно внедряются системы умного регулирования движения. В частности, в контакте с мэрией Махачкалы обсуждается вопрос реконструкции центральной магистрали города – проспекта имама Шамиля.
Министр транспорта заявил, что готов рассмотреть проект реконструкции этой улицы, но для реализации масштабных работ необходимо определиться с источником финансирования. По приблизительным оценкам, на масштабную и качественную модернизацию данного проспекта необходимо порядка 6-7 миллиардов рублей. Одна только проектно-техническая документация обойдется от 5 до 10 процентов от этой суммы. Денег таких у республики нет, но, если будет инициатива, отметил Салавов, на федеральном уровне он будет поддерживать.
Адам ТАГИРОВ