Шамсият Казимовна Гамидова посвятила много лет школе и детям. Это учительница с большой буквы, перенесшая все тяготы военного времени, когда была маленьким ребенком.
— Шамсият Казимовна, сколько вам было лет, когда началась война?
— Всего три годика.
— Воевал ли кто-то из ваших родственников?
— Да, мой брат. Он так и не вернулся. Пропал без вести. Отца на фронт не забрали, он работал нефтяником и добывал «жидкое золото» для страны.
— Помните ли вы бомбежки?
— Очень хорошо помню. Как только подлетали самолеты, в тот же миг раздавались звуки воздушной тревоги и мы бежали прятаться: кто в подвалах, кто в бомбоубежищах. Фашисты хотели захватить мой родной город Баку с его богатыми запасами нефти, поэтому периодически обстреливали, хотя это было редко. Подобраться к Баку они так и не смогли, и нам, к счастью, не довелось увидеть немецких солдат.
— Какое воспоминание было самым страшным?
— Самым страшным было то, что люди голодали. Я помню, как мы ходили на животноводческую ферму за жмыхом. Жмых – это корм для коров.
Мы с удовольствием ели его, потому что ничего другого не было.
— А какое воспоминание было самым радостным?
— Война закончилась! Вот это была самая большая радость! Но даже когда шла война, мы были счастливыми детьми.
— У вас были игрушки?
— Игрушки? Нет, конечно, какие могут быть игрушки! Ведь у нас была многодетная семья. Но зато мы играли в игры. Очень любили «Казаки-разбойники», лапту, «Охотники и утки». И в то время игр было намного больше, чем сейчас. Помню, что Америка оказывала нашей стране помощь.
Так как отец был нефтяником, нам отправляли посылки. И мне прислали очень красивое американское платье.
— Вы верили в победу?
— Обязательно! Верили и ждали победу! Все время слушали фронтовые сводки и радовались, когда передавали, что наша армия побеждает.
— Что для вас значит слово «война»?
— Война — это очень страшное слово. Я желаю, чтобы вы никогда не знали, что оно значит.
Нина ЮХАРАНОВА, юнкор «Орленок-Дагестан»