«Абонентская служба МБУ «Благоустройство» напоминает вам о важности своевременной оплаты…» – сообщение с завидным постоянством всплывает в официальных тг-каналах. Что с платежной дисциплиной не так, и почему горожане в перечне коммунальных услуг «избегают» именно эту строку?
– Вы два заявления должны написать: в первом указываете, что в соответствии со справкой из паспортного стола необходимо внести изменения в данные о количестве жильцов, второе – заявление на перерасчет – объясняет оператор МБУ «Благоустройство» клиенту. Пока он пишет, женщина-оператор консультирует вторую посетительницу, затем третью.
– У вас что?
– Надо изменить количество прописанных, по адресу.
– Принесите копии паспортов выписавшихся, «справку МВД», чтобы подтвердить. Они ведь прописались на новом месте, – подытоживает оператор. А что, вполне действенный метод «обнаружения» абонентов, которые если в одном месте «убавились», то ведь не в воздухе растворились.
– По Махачкале сбор от коммерческих и бюджетных организаций составляет порядка 95%, услуги регионального оператора оплачивает примерно 35% населения, – комментирует «МИ» начальник абонентской службы МБУ «Благоустройство» Заур Малачиев.
Особенность этой коммунальной услуги такова, что ее нельзя прекратить. «В случае неуплаты другие ресурсоснабжающие организации могут приостановить подачу, у нас такой возможности нет. Возможно, по этой причине население считает, что оплачивать вывоз ТКО “необязательно”», – подмечает Малачиев. К тому же крупные регоператоры в республику не «заходят», и уже 4-й год администрация города обеспечивает реализацию этой услуги на территории города.
Еще одна достаточно веская причина: сложно требовать оплату у населения, особенно когда речь идет о МКД без правоустанавливающих документов. В таком случае открыть лицевые счета не представляется возможным, и платежная дисциплина продолжает «хромать».
Однако работа с вовлечением новых абонентов продолжается. Для этого актуализируется устаревшая база данных. «На 1 сентября 2024 года у нас было 180 тыс. лицевых счетов, на сегодня 205 тыс. 990 лицевых счетов», – отмечает прибавление Малачиев.
Для повышения платежной дисциплины среди населения в ход идут как визуальные меры пропаганды (социальная реклама на 4 настенных конструкциях и 25 щитах), проводятся рейды с участием участковых, а для доступности абонентов кассы размещены по всему городу. Есть собственные кассы – три в центре, а также 60 – по всему городу. Также инспекторы обходят абонентов с мобильными терминалами, чтобы те при желании могли оплатить по куар-коду. Вместе с другими ресурсоснабжающими организациями, наряду с Газпромом, Единым оператором и др., регоператор по вывозу ТКО включен в единый платежный документ.
Сейчас система начисления пени не работает, поэтому абоненту не существенно, когда оплатить услугу – завтра или через год. Но скоро ее введут: возможно, эта мера позволит «спровоцировать» потребителей к своевременной оплате, считает представитель регоператора.
Лариса ДИБИРОВА