Вся наша жизнь – это отраженные от окружающих наши вербальные и невербальные сигналы. Либо такие же сигналы окружающих, которые отражаются от нас самих. Посылая и улавливая эти невидимые и не всегда нами же отчетливо осознаваемые сигналы, расшифровывая и реагируя на них, мы развиваемся, духовно растем, или наоборот, почему-то деградируем. Немного о том, как это происходит, в блиц-интервью с практикующим тьютором Зауром Курбановым.
– Как происходит эта трансформация? Ребенок, подросток, юноша, отец, дед? Что такое в нас меняется?
– Она не всегда может происходить. Либо стартовать на стадии «ребенок-подросток», а дальше застопориться. Речь ведь идет о трансформации психо-волевого поля человека, а такой процесс всегда есть результат системной работы человека над собой. Большинство тех взрослых по возрасту людей, с которыми я так или иначе работаю, остается на подростковом уровне своего восприятия действительности. Мужьями и отцами становятся номинально, формально, но не по сути. О том, почему так происходит, можно говорить долго.
– Еще будучи детьми, мы закладываем в свои игрушки, куклы, поделки некие качества и характеры. Вырастая – в детей и внуков. Правильно ли это вообще?
– Уверен, что нет. Если речь идет о каком-то препарированном «вкладыше» в человека. Таким образом, мы отказываем ему в счастье искать и находить себя, определять грани между собой и другими людьми, собою и окружающим миром. Нам, родителям, нужно помогать ребенку проявиться как сущность, а не навязывать ему идеализированную в собственном сознании личность.
– С детьми нужно дружить. Но друзей выбирают по интересам. Кто-то ходит в кофейню. Кто-то в бар. С ребенком туда не пойдешь? Так дружить или подстраиваться?
– Родительская дружба, она особенная. Точно не похожая на отношения со сверстниками. Потому уверен, что родителю в выстраивании отношений с детьми (именно родитель, а не переполненный гормонами и неспособный отдавать себе отчет в собственных поступках юнец должен озаботиться этим) не надо стараться занимать позицию друга, а реализовывать лишь ролевую модель, позицию.
– Какие вообще навыки должны передавать детям родители? И должны ли вообще? Ну не хочет он быть душой компании. Толкать его в круг танцующих сверстников?
– Тут я бы порекомендовал коллегам – родителям, озаботиться метанавыками ребенка, – среди которых я основными вижу психо-волевую устойчивость в непредсказуемых условиях современной жизни и второе, адаптивность к ним. Если чадо ментально «заряжено» этим, то его и толкать никуда не надо будет: оно либо трек поменяет на угодный себе, либо вместо души компании станет ее совестью.
– Все учат быть успешными. Правильно ли это? И в чем подлинный успех?
– Успех стал Атлантидой капиталистов современности. Причем им не хватает только заработанных денег для идентификации себя в качестве успешного человека. Им влияние на массы подавай. И они влияют на наших детей. К моему большому сожалению. Успешным, на мой взгляд, может быть только счастливый человек, а счастье – состояние, производное от реализации себя, которая, в свою очередь, зиждется на ментальной способности ребенка искать себя. Искать и не уставать от поисков.
Тамерлан МАГОМЕДОВ