Центризбирком в конце апреля представил обновленную схему одномандатных избирательных округов (ОИО) для проведения выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ в 2026 году. Редакция «Махачкалинских известий» на основе сведений об избирательных округах Республики Дагестан обобщила статистические данные о них и представила таблицы и карты-схемы с новой и предыдущей нарезкой 10-летней давности.
Общее количество ОИО в стране не изменилось – их 125. В соответствии с принципами их распределения среди субъектов РФ (статья 12 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ») в Дагестане вновь образовано три ОИО. Ранее, в 90-е годы прошлого века, их было всего два. Однако численность населения и, что важнее всего, избирателей, в республике растет. Возможно, что к 10-му созыву в Дагестане появится четвертый округ.
Прошлая схема, утвержденная в 2015 году, поделила Махачкалу между двумя ОИО (Северным и Центральным). От такой лепестковой нарезки, делящей столицу субъекта, во многих регионах отказались. Для Дагестана проведенные изменения можно считать удачными, так как новые округа стали более естественными и сбалансированными, несмотря на то, что Махачкала целиком оказалась в одном округе.
Тем не менее можно отметить некую преемственность. Это неудивительно для Дагестана, больше половины территории которого составляют горы, существенно ограничивающие варианты нарезок округов.
Новообразованный Махачкалинский ОИО (№10) отличается от Северного ОИО (№10) тем, что в его состав добавили Ленинский район Махачкалы и Каспийск, и убрали из него Хасавюртовский район.
В оставшихся двух округах произошли гораздо бОльшие изменения (перечень муниципальных образований, входящих в состав ОИО, см. в таблице), но все равно можно сопоставить Буйнакский ОИО (№11) с Южным ОИО (№12), а Дербентский ОИО (№12) с Центральным (№11).
По площади территории Махачкалинский ОИО остался самым большим – 41,3% от площади Дагестана (ранее Северный ОИО – 43,9%), Буйнакский ОИО уменьшился – 29,4% (ранее Южный ОИО – 42,3%), а Дербентский ОИО расширился, сравнявшись с ним – 29,4% (ранее Центральный ОИО – 13,8%).
В Махачкалинском ОИО зарегистрировано 574,4 тыс. избирателей, в Буйнакском – 571,7 тыс., а в Дербентском – 579,4. тыс. Однако по численности населения округа отличаются друг от друга сильнее. Особенно это касается Махачкалинского ОИО, концентрирующего в себе 40,3% населения республики, в то время как в Дербентском ОИО, несмотря на самое большее количество избирателей, живет меньше всего людей – 29%.
Отчасти это можно объяснить тем, что часть дагестанцев фактически проживает не по месту регистрации (в основном в Махачкале, Каспийске и других городах). Но также имеет место несоответствие между реальной численностью населения и статданными. Именно поэтому удельный вес Дагестана в численности населения России в полтора раза больше от его удельного веса в численности избирателей страны: 2,2% против 1,5%.
Состав населения в округах тоже различается. В Махачкалинском ОИО 68% населения проживает в городских округах (прежде всего в Махачкале). Ранее в Северном ОИО этот показатель составлял 60%. В Буйнакском ОИО и Дербентском ОИО – по 23%. В Южном ОИО он равнялся 21%, в Центральном ОИО – 52%.
Центральный ОИО, представляя собой прибрежную полосу, вытянутую от Махачкалы до границы с Азербайджаном, отличался также высокой плотностью населения: 144 чел/км2, что в три раза выше, чем в других округах. Нынешняя нарезка выровняла ситуацию и в этом аспекте: 62-66 чел/км2.
Отдельный интерес представляет этнический состав населения одномандатных округов. Ранее он был такой (народы с удельным весом более 10% по данным переписи 2010 года; Северный ОИО: 1-е место – аварцы (34,4%; вместе 14 народами, учтенными в их составе), 2-е место – кумыки (20,4%), 3-е место – даргинцы (11,4% вместе с кайтагцами и кубачинцами).
Южный ОИО: 1-е место – аварцы (48,1%; вместе 14 народами, учтенными в их составе), 2-е место – даргинцы (17,6% вместе с кайтагцами и кубачинцами), 3-е место – кумыки (11%).
Центральный ОИО: 1-е место – лезгины (25,2%), 2-е место – даргинцы (21,6% вместе с кайтагцами и кубачинцами), 3-е место – кумыки (21,6%), 4-е место – азербайджанцы (11,7%), 5-е место – табасараны (11%).
Этническая структура в новой нарезке округов в целом мало изменилась, даже с учетом данных последней переписи 2021 года. Только в Дербентском ОИО численность даргинцев почти сравнялась с доминирующими лезгинами, а удельный вес кумыков сильно сократился. Также можно отметить Буйнакский ОИО, где при еще более укрепившемся большинстве аварцев кумыки оказались на втором месте.
Махачкалинский ОИО: 1-е место – аварцы (30,3%; вместе 14 народами, учтенными в их составе), 2-е место – кумыки (16,9%), 3-е место – даргинцы (14% вместе с кайтагцами и кубачинцами), 4-е место – лезгины (11,7%).
Буйнакский ОИО: 1-е место – аварцы (57,7%; вместе с 14 народами, учтенными в их составе), 2-е место – кумыки (17,2%).
Дербентский ОИО: 1-е место – лезгины (27,6%), 2-е место – даргинцы (27,4% вместе с кайтагцами и кубачинцами), 3-е место – кумыки (12,1%), 4-е место – азербайджанцы (11,6%), 5-е место – табасараны (10,9%).
Однако этническая структура не сильно сказалась на результатах выборов в Государственную Думу 8-го созыва.
Если в Северном ОИО победу ожидаемо одержал аварец Абдулхаким Гаджиев, то в Южном ОИО, где более половины избирателей аварцы, был избран даргинец Джамаладин Гасанов. В Центральном ОИО им также оказался даргинец Мурад Гаджиев.
Видимо, и на предстоящих в следующем году выборах в Государственную Думу национальности депутатов, избранных в одномандатных округах, не обязательно совпадут с доминирующими в них этническими группами.
Мурад САЛИМОВ