Махачкала приобрела обновленный Генплан, в который внесены существенные изменения по сравнению с планом, принятым в 2016 году. Об этом в соцсетях рассказал заместитель главы администрации Тимур Галбацов. Что мы получим через 10 лет, если все будет исполнено?
Одним из ключевых нововведений станет сокращение площадей под жилую застройку: с 5,6 тысяч гектаров до 2,8 тысяч. Это должно способствовать снижению плотности застройки и улучшению качества городской среды.
В сфере социальной инфраструктуры предусмотрено строительство 177 новых школ и детсадов, что позволит решить проблему очередей и создать комфортные условия для обучения и воспитания детей.
Для улучшения транспортной ситуации в городе запланировано строительство пяти мостовых сооружений и 95 новых дорог, что значительно разгрузит улично-дорожную сеть и ускорит передвижение как личного, так и общественного транспорта.
Важное внимание уделено развитию зеленых зон: будут созданы четыре новые парковые территории, а возможность организации небольших скверов и зон отдыха предоставляется без ограничений.
ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ
Сохраняется запрет на застройку центральной части города, где будет сохраняться историко-культурная среда. Новое жилье и гостиницы можно будет строить только в рамках проектов комплексного развития территорий.
Кроме того, обновлены правила землепользования и застройки, а также местные градостроительные нормативы, что обеспечит более точное и современное регулирование в сфере городского развития. Эти нормативы не позволят любому желающему (как это было в прошлые годы) строить дома. Особое внимание в проекте уделено перспективному развитию деловой сферы города. Планируется создание нового делового центра – «Махачкала-сити». Предварительно рассматривается район Красноармейска как возможная площадка для его строительства. Проект будет разрабатываться с учетом инвестиционной привлекательности и стратегического значения для экономики столицы республики. Также для строительства будут привлечены опытные застройщики из других регионов РФ.
P.S. Обновленный Генплан Махачкалы – это шаг в сторону упорядоченного развития города. Он содержит как прогрессивные решения, так и риски, требующие внимания. Главное – чтобы этот документ не остался на бумаге, а стал основой для настоящих перемен. Только совместными усилиями власти, экспертов и горожан можно сделать Махачкалу городом, в котором хочется жить, работать и расти.
По изменениям, которые нас ожидают в случае реализации плана в части разгрузки центральной части города, строительства делового центра «Махачкала-сити», усиления внимания на пригородные поселки и др., «МИ» обратились к известным экспертам и общественникам:
Арсен Магомедов, активист движения «Городнаш»:
— Генплан – это документ о зонировании территории. Насколько я понимаю, новые зеленые зоны в этом Генплане не предусмотрены, что, конечно, плохо. С другой стороны, он в основном исправил ошибочный подход к предыдущему Генплану, когда для формального соблюдения нормативов многие территории Махачкалы искусственно обозначались как зеленые зоны, хотя о создании парков там не могло быть и речи (ул. Котрова, ул. Гаджиева и др.). Это создавало проблемы для собственников участков, которые не могли использовать свою землю для строительства. Сейчас во многом эта проблема решена (но не везде).
Публичных слушаний по Генплану, когда администрация собирала население (например, в актовом зале) и выслушивала их предложения, не проводилось. После пандемии коронавируса мэрия Махачкалы перешла к электронному сбору мнений (общественным обсуждениям), что и было сделано. Я не знаю, были ли предложения от общественников на этапе слушаний. Возможно, это связано с тем, что первоначальный проект Генплана не вызывал замечаний у общественников. Однако уже после общественных обсуждений Генплан был частично изменен. Например, на проданной территории Портовской больницы зону медицинского назначения заменили на многоэтажное жилое строительство. Тогда общественники начали кампанию по защите этой территории, обращались к мэру и депутатам, но пока безрезультатно.
Что касается деловых центров, то, по моему мнению, их нужно создавать в районах, где совмещаются транспортная доступность (аэропорты, ЖД и автодороги), экономическая привлекательность (престижные места и близость к власти) и хорошая инженерная инфраструктура (мощные электросети, канализация и т.п.). Поэтому идея строить деловой центр около поселка Красноармейск мне представляется сомнительной, если не ошибочной.
Микаил Микаилов, дизайнер, общественный деятель:
— В измененном плане города есть такие позитивные моменты, как увеличение социально-ориентированных объектов в пригородных поселках с целью разгрузить автодороги города. Это сулит двойную пользу. Я как житель Ленинкента знаю, каково это – ехать в город. Действительно, наши дороги очень перегружены. В то же время в поселках также огромная нехватка социальных объектов. В прошлом году в Ленинкенте построили поликлинику, в этом году завершается расширение одной школы. По тому, как развивается поселок, здесь необходимо еще много таких объектов. Но огорчило то, что в плане конкретно не указана площадь и территория, выделяемая под парки и зеленые зоны. Может, они есть, но на сегодняшний день городу остро необходимо решить эту проблему. Посмотрите на скверы и парки – они все переполнены отдыхающими.
Касаемо строительства новых микрорайонов или деловых центров, думаю, проект амбициозный, но в сегодняшних реалиях невозможен. Мы знаем, насколько загружены (даже неисправны) очистные сооружения в Красноармейске, а в Шамхале и Богатыревке вовсе отсутствует канализация и есть острая нехватка воды. Тот водопровод, который должны запустить в этом или в следующем году, рассчитан только на тех, кто сейчас там проживает. Поэтому боюсь, что в ходе реализации этих проектов придется вносить коррективы в Генплан, как это делается с тем документом, который был принят 9 лет назад.
Магомедхабиб Тажудинов, юрист, общественный деятель:
— По словам замглавы города Тимура Галбацева, для создания делового центра они воспользовались опытом Москвы, но, мне кажется, можно было перенять у столицы еще и опыт по расширению улиц и автобусных остановок. Как бы мы ни старались улучшать инфраструктуру центральной части города, вряд ли что-то получится, пока не избавимся от безобразного самовольного строительства, хотя бы вдоль проспектов. Обозначение (хоть и условное) центральной части города сулит, как обычно, повышенные цены на жилье, аренду помещений и т.д. в этих границах. Необходим комплексный подход ко всему городу. Позитивно то, что в плане предусматривается строительство деловых центров. Это придаст городу новый, современный вид и, соответственно, статус.
Еще радует то, что в центральной части города будет изменен архитектурный облик, ей придадут национальный колорит.
Магомедрасул ОМАРОВ