Сухопутная гавань Махачкалы вышла на модернизацию
О масштабных планах по обновлению вокзального комплекса Махачкалы сообщалось еще в 2018 году, когда РЖД анонсировали инвестиции в этот проект. Однако тогда модернизацию отложили.
Основная цель проекта – улучшение качества обслуживания пассажиров и интеграция вокзала с другими видами городского транспорта. Планируется обновить ключевые объекты вокзального комплекса.
Платформы и пути станут современными и безопасными, с улучшенным освещением и интуитивно понятной навигацией. Основное здание вокзала будет расширено, появятся новые зоны ожидания, билетные кассы и терминалы самообслуживания. Создадут условия для комфортного пребывания маломобильных пассажиров.
Привокзальная площадь также преобразится: будет организована удобная парковка, улучшена транспортная доступность и обустроены зоны отдыха. Внедрение современных технологий, таких как системы видеонаблюдения, интерактивные информационные табло и Wi-Fi, повысит удобство и безопасность. Особое внимание уделяется повышению уровня безопасности на всей территории вокзала.
Эти планы вновь обсуждались на Кавказском инвестиционном форуме (КИФ) в мае 2025 года, особое внимание уделялось обновлению пассажирских платформ, установке пандусов и лифтов для обеспечения доступной среды.
На полях Кавказского инвестиционного форума председатель Правительства РД Абдулмуслим Абдулмуслимов в рамках рабочей встречи с главным инженером Северо-Кавказской железной дороги Александром Черномазовым обсудил вопросы, касающиеся железнодорожного переезда в поселке Тюбе. Также говорили о планах реконструкции железнодорожного вокзала Махачкалы.
РЖД активно готовилась к летнему сезону, расширяя железнодорожное сообщение с курортами Черноморского побережья и Северного Кавказа. Это является частью стратегии по удовлетворению растущего спроса на внутренний туризм. Для Махачкалы в пик сезона запущен новый летний маршрут «Махачкала – Адлер». Поезд будет курсировать дважды в неделю, обеспечивая прямое сообщение между столицей Дагестана и Адлером.
Учитывая прогнозируемый пассажиропоток, на этом маршруте планируется использовать двухэтажные составы. В случае дальнейшего увеличения пассажиропотока в летний период предусмотрена возможность увеличения частоты движения составов. Это стандартная практика компании для адаптации к высокому сезонному спросу.
Развитие железнодорожной инфраструктуры в Дагестане обусловлено значительным ростом туристического потока. По данным Минтуризма РД, в 2023 году Дагестан принял 1,75 млн туристов, что на 16,7% больше, чем в предыдущем году. В 2024 году республику посетили около 2 миллионов туристов, а железнодорожный пассажиропоток в республику увеличился на 6,7% по сравнению с 2023 годом.
Махачкала как крупный транспортный узел играет ключевую роль в распределении этого потока. Для повышения комфорта и доступности внутренних маршрутов значительные изменения происходят и в пригородном сообщении. В 2024 году по маршруту «Хасавюрт – Махачкала – Дербент» были запущены 4 современных электропоезда нового поколения. Планируется в этом году запустить еще два.
Все эти меры – от модернизации вокзала до расширения маршрутной сети и обновления пригородных составов – способствуют развитию Махачкалы как востребованного туристического направления с удобными транспортными услугами.
Адам ТАГИРОВ Фото: Руслан Алибеков