Наша газета уже сообщала о том, что убедительной победой дагестанских спортсменов в Италии завершился чемпионат Европы по ушу. Сразу шесть дагестанцев стали чемпионами. С двумя из них – Мурадом Ахадовым и Рашидом Курбановым, мы уже знакомили наших читателей. Теперь очередь за Султаном Алиевым, победителем в весовой категории до 85 кг.
— К этому чемпионату Европы мы готовились очень серьезно, — рассказывает Султан Алиев. – Целых пятнадцать дней сборная России провела сбор в Москве, после чего мы отправились в Венецию. На самом чемпионате я провел три боя. В первой встрече я выиграл у бельгийского спортсмена, во второй- у швейцарца, и в финале я выиграл у чемпиона Европы из Румынии. Всех своих соперников я выиграл с явным преимуществом.
— Это первый твой успех на европейском форуме?
— Ну, как сказать. Четыре года назад я дошел до финала чемпионата Европы, где проиграл спортсмену из Азербайджана. И поехал в Италию с одной мыслью: взять реванш. Вы не поверите, как мне было обидно и досадно, когда я узнал, что азербайджанец этот завершил карьеру. Что касается самого чемпионата, то самым сложным боем для меня стал полуфинальный поединок со швейцарцем.
— Ты можешь объяснить причину того, почему из одиннадцати весовых категорий россияне участвовали только в шести? В чем тут причина?
— Это делается в целях популяризации ушу в мире. Объясню. Сейчас сильнейшими командами мира считаются сборные Китая, России, Ирана, Вьетнама и нескольких других стран. И если разрешить этим командам выставлять своих спортсменов во всех весовых категориях, то вся борьба за медали развернется именно между ними. Ну, какой интерес тем же французам или туркам ездить на турниры, когда они знают, что им ничего не светит. Например, в легкие весовые категории нет смысла ставить участников, это, скажем так, китайские веса, и там им нет равных.
Что касается того, что не всегда на чемпионаты мира и Европы берут чемпионов России, я на это отвечу так: это завит от того, как ты выиграл и у кого выиграл. Например, я на последнем чемпионате страны в финале выиграл у прошлогоднего чемпиона России, бронзового призера первенства мира, первого номера в своем весе. После этой победы тренерский совет сборной России принял решение взять на чемпионат Европы именно меня. Так что тут все зависит именно от того, каким образом и у кого ты выиграл. Есть лишь три спортсмена, на счет которых заранее ясно, что они попадут в состав сборной. Это – Джанхуват Белетов, Муслим Салихов и Бозигит Атаев – они не раз побеждали на международных турнирах и показали, что они достойны представлять страну за ее пределами.
— Кстати, а почему на этот чемпионат не поехал многократный чемпион мира Бозигит Атаев?
— Он в этом году женился, поэтому и не поехал. Кстати, в его отсутствие, впервые в истории в самой тяжелой весовой категории чемпионом Европы стал не россиянин. Золото выиграл испанец. Причина в том, что в этом весе наша сборная вообще не выставила спортсмена.
— Наша сборная настолько сильна, что ей нет равных в Европе?
— Думаю, что да. Более того, уже все прекрасно знают, что Россию полностью представляют дагестанцы. Турки к нам подходили: «О! Дагестанцы! Мусульмане!». Но это что касается ушу-саньда. А в ушу-таолу с разных концов России представлены ребята.
— А ушу-саньда в России развивается только в Дагестане, что ли?
— Ну почему же? Есть и в других регионах неплохие команды, но и они представлены в основном выходцами из Дагестана. Например, в Москве тренер Камиль Рабаданов собрал команду, и почти все спортсмены там наши земляки. То же самое в Питере, там обосновался Ахмед Лабазанов. Но у него есть очень сильный местный русский спортсмен, выступающий в супертяжелом весе. Думаю, что через год он уже будет представлять собой серьезного соперника для наших тяжеловесов.
— Как давно ты занимаешься спортом?
— Ушу я занимаюсь с 1996 года, а с 1999 года выступаю на серьезном уровне. Тогда я в первый раз выехал на зарубежный турнир в Азербайджан, потом на первенство, чемпионат России.
— Твой первый большой успех?
— В 2002 году я, выиграв на чемпионате Дагестана, поехал на Россию и стал там чемпионом. Пожалуй, это можно считать моим первым серьезным успехом. После этого я еще поехал на чемпионат Европы, где стал вторым.
— До Олимпиады в Пекине осталось не так-то много времени. Уже есть мысли об этом?
— Ну, пока ведь не ясно, какие весовые категории там будут заявлены. Кто знает, сколько их дадут на Олимпиаде ушу. Если будет моя весовая категория – 85 кг, это хорошо, если будут – 80 и 90 кг, это тоже хорошо: можно будет либо скинуть, либо, наоборот, поднять. Но кто знает, что придумают китайцы. Может, они дадут возможность выступить легковесам, где доминируют их спортсмены. Осталось подождать и выяснить.
— А насколько серьезным в ушу считается чемпионат Европы? Например, в вольной борьбе именитый спортсмен может пропустить этот турнир, готовясь к чемпионату мира.
— Я очень серьезно отношусь к этому турниру. Выиграв его, я практически обеспечил себе место в сборной на чемпионате мира. Ведь я выиграл здесь у чемпиона мира в моем весе, причем выиграл за явным преимуществом. В финале выиграл у чемпиона Европы.
— Кто был твоим первым тренером?
— Мой первый тренер – Гайдар Гайдарбеков, человек, который, можно сказать, за руку привел меня в спортзал клуба «Аманат». Пришел, думал, месяц-другой похожу для себя, для здоровья, но потом увлекся. Стал выступать на соревнованиях: чемпионат города, потом республики. Стал заниматься серьезно.
— А что значит заниматься серьезно?
— Я стал ездить на соревнования в Москву, участвовал в турнирах по ушу, по драке. После этого тренер перевел меня в сборную клуба «Аманат», где я стал заниматься под руководством Абдуллы Магомедова и Магомед-Эмина Гаджиева. Я очень много времени уделяю спорту, это и значит заниматься серьезно.
— Может быть, банальный вопрос: приходилось использовать в жизни то, чему тебя обучают твои тренеры?
— Бывало и такое (смеется). Махачкала такой город…
— Какие у тебя ближайшие соревнования?
— 5-6 декабря еду в Москву, на Международный турнир по комплексному единоборству «Кубок Совета Федерации». Это тоже саньда, но почему-то называют по-другому.