Государственный академический ансамбль танца «Лезгинка» прощается с Пятым континентом. Возможно, сейчас, если вы развернули этот номер прямо у киоска, в Сиднее идет завершающий концерт рекордного во всех отношениях турне.
Последние 20 дней «Лезгинка» провела в Новой Зеландии. Несмотря на фактическое завершение гастрольного тура, PR-компания, раскрученная Грэмом Хачиссоном, не сбавляла обороты. В городах, где проходили концерты, на телевидении и в прессе шла бойкая реклама, предлагающая билеты по 65 USD или 160 новозеландских долларов. Это достаточно дорого, поэтому выходцы из бывшего СССР бросили клич в Интернете объединяться, чтобы получить коллективную скидку. Для этого нужно было собрать компанию в 40 человек. Сразу по прилету на остров ребята попали в плотное кольцо журналистов. Учитывая восторженные отзывы австралийских коллег, этого следовало ожидать.
Что бы ни говорили и как бы ни писали, дотошный зритель сразу обнаружил несоответствие заявленного названия с содержанием концертной программы. Российский национальный балет «Летающие цари» больше ассоциируется с Рудольфом Нуриевым и Майей Плисецкой. Исамудин Раджабов как помощник балетмейстера взял на себя смелость в блиц-интервью объяснить новозеландцам разницу (простым смертным она показалась несущественной). Стилистика вопросов адаптирована отчасти, дабы не нарушить «экологию» этой коммуникации. Ответы сохранены дословно.
Вопрос: – Как вы научились так по-царски летать?
Ответ: – Большинство наших артистов начали подготовку с 3-5-летнего возраста, посвящая танцу 6 дней в неделю в школе-студии при ансамбле. К 18 годам лучшие из них получают приглашение в главный ансамбль.
Вопрос: – А как выбирают остальных – «фоновых» артистов?
Ответ: – Все они также обучались в нашей студии. Танцоров извне у нас практически нет.
Вопрос: – В каких артистах вы нуждаетесь?
Ответ: – Для мужчин необходимы 2 типа. Одни исполняют силовые танцы, акробатику, вращения, должны ходить на пальцах ног и в то же время быть артистичными. Другие исполняют трюки, сальто, пируэты.
Вопрос: – Судя по рекламе, у вас очень красивые девушки…
Ответ: — … Некрасивых у нас просто нет. Важно, чтобы эта красота нашла свое место в спектакле. Женская танцевальная эстетика намного сложнее мужской, поэтому труднее найти подходящий типаж среди женщин, нежели среди мужчин.
Вопрос: – Какие из танцев у вас наиболее опасные?
Ответ: – Во-первых, много прыжков и вращений, которые мы делаем на высоте 180 см. Во-вторых, мы деремся на настоящих мечах и щитах (20 мужчин). В-третьих, у нас есть танец с кинжалами, которые мы метаем друг в друга во время трюков и вращений. Малейшая оплошность грозит ужасными ранениями.
Вопрос: – Каково происхождение ваших танцев?
Ответ: – Многим из них более 100 лет. Они несут в себе глубокий смысл, повествуя о жизни и быте наших сограждан, их нравах и обычаях. Однако танец, как и жизнь, так же подвержен изменениям. Канатоходцы в прошлом пересекали ущелья на канатах, и мы используем этот опыт в творчестве. Перед этой поездкой модернизировали музыку, костюмы, декорации. Для маленьких зрителей ввели новый персонаж в программу концерта – с медведем мы гастролируем только тут.
Вопрос: – А как вы расслабляетесь после концерта? Наверное, принимаете некоторое количество водки?
Ответ: – Никто из нашего ансамбля не употребляет алкоголь. Мы просто обедаем. Среди нас много любителей ночных клубов и дискотек.
Все же Зеленый континент живет еще во власти стереотипов. И ассоциация «Россия – водка» — наверное, самое показательное отношение к нашей стране. Австралия и Новая Зеландия очень похожи. Похожи и зрители. Перед началом гастролей основная масса зрителей считала, что её уже ничем не удивить. Однако магические ритмы и па «Лезгинки» заставили даже скептиков признать мастерский уровень дагестанского коллектива. Вот что написала Оклендская «Трибьюн» после первого выступления ансамбля: «Танцуйте! Теперь одного названия достаточно, чтобы это продать. Российский национальный ансамбль танца «Летающие цари», гастролирующий в нашей стране, поразил Окленд. До нас, с момента основания в 1958 году, этот коллектив посмотрели более чем 20 миллионов человек. Зрители созерцали красивых, дикоглазых мужчин с уникальными и опасными акробатическими вращениями танца и красивых женщин с захватывающим дух платьями и подобными цирковым трюками».
Как и в Австралии, зритель в Новой Зеландии оказался очень благодарным. Бесконечные автографы, фото на память, отбитые напрочь от аплодисментов ладони. Свое признание высказывают и работники сцены, для которых это обычная работа. По нашей просьбе, солистка ансамбля Оксана Байгушева должна была фиксировать все перипетии этих гастролей. Вот что она сообщает: «На приветственном танце, когда мы стоим полукругом и работают лишь солисты, я обожаю смотреть на зрителей, именно на их реакцию. Так тут одни хватаются за сердце, другие теребят соседа и показывают на сцену, хотя сосед и так смотрит, не отрываясь, третьи просто от избытка эмоций не перестают хлопать. И так не только в приветственном танце».
На один из последних концертов приехал продюсер ансамбля Грэм Хачиссон. После концерта он поблагодарил коллектив, сказав, что ему приходят отзывы со всех концертных залов, где выступала «Лезгинка», и заметил, что ни один коллектив не был еще так высоко оценен.
Гастроли ансамбля подходят к концу. Солистка ансамбля Рува Исабекова в коротком интервью сообщила типичную для всех ребят информацию: «У нас все хорошо – ждем отъезда домой. Счета на австралийских номерах не пополняет уже никто, так что не звони – будем очень скоро…».
2 июня «Лезгинка» вылетает из Австралии, 3-го вечером ожидается их прилет в Москву, а 6 июня в 17-ом вагоне поезда «Москва-Махачкала» ожидается триумфальное возвращение на родину. Ждем-с…