О ДУХОВНОЙ ЖАЖДЕ В ПУСТЫНЕ ЖИЗНИ

В принципе суфии всегда готовы к страданиям, наиболее продвинутые из них находятся в таком трансово-экстатическом состоянии, что внешние факторы, даже касающиеся лично, их практически не волнуют.

Когда мистик в переполненном повседневными заботами и хлопотами мире, будучи охвачен мелочными и не всегда позитивными мыслями (в жестокой пустыне жизни, где выживание становится самоцелью), припадает к освежительному духовному источнику, исходящему из Вечности, то он бывает охвачен неземными чувствами и переживаниями, под влиянием которых перерождается его психическое и физическое состояние.

Примеров такого состояния мистика можно привести много, но остановимся на некоторых общеизвестных, вошедших в различные издания.
Однажды в бою двоюродный брат и зять Мухаммеда, его знаменосец и полководец Али Аби Талиб был ранен стрелой, кончик которой застрял в теле. Попытки извлечь ее приводили к неимоверным страданиям раненого, но оставлять посторонний предмет в теле ввиду опасности гангрены тоже нельзя было. Когда Пророк увидел, что соратники находятся в растерянности перед этой дилеммой, то посоветовал провести операцию во время молитвы Али, что и было сделано.
Когда предстал пред Всевышним в молитве, раненый «ушел из сего мира» настолько, что даже не чувствовал, как извлекают из раны остаток стрелы.

Другой случай произошел спустя несколько веков во время экзекуции и казни известного суфийского подвижника Халладжа, которого обвинили в богоотступничестве. По повелению представителей властей «мероприятие» проводилось публично, и согнанные на площадь люди бросали камни в несчастного. Халладж весело улыбался, вдохновенно читал стихи из Корана и молитвы, благодарил тех, кто кидал в него камни и грязь «за посильное участие» в его земной судьбе. По всему было видно, что он не чувствует никакой боли и счастлив умереть здесь и сейчас.

Специально приведенный служителями халифа на площадь близкий друг Халладжа Шибли был вынужден делать вид, что осуждает приговоренного и принимает участие в его экзекуции. Шибли вместо камня взял в руку мягкий комок земли с травой и цветами и бросил в Халладжа. Тот вскрикнул от боли и негромко произнес:
– Мне же больно. Они не ведают, что творят, но ты-то знаешь, что делаешь.

Известный суфийский шейх Ал-Балахани, живший в Дагестане в ХХ веке, настолько «далеко уходил из пустыни жизни», что переставал различать домашних животных, терял ощущение времени и пространства и в таком состоянии мог совершить неординарные действия, которые в суфизме известны под названием «кашфу карамат» (проявления чудес).

Суфийские искатели Божественной истины в большинстве своем приходят к подобному душевному состоянию лишь на завершающем этапе духовного подвижничества, хотя и могут быть редкие исключения, обусловленные рядом факторов, в том числе и личностного характера.

Искатель и Истина взаимосвязаны и взаимообусловлены, они одновременно являются и объектом, и субъектом по отношению друг к другу. Истина не подпустит к себе близко и тем более не раскроется тому, кто не достоин этого, и, наоборот, достойный искатель не будет тратить себя на поиски того, что нельзя называть Истиной с большой буквы.

Иногда Искатель находит Истину, а иногда Истина приходит к Искателю, и чаще всего они всегда стремятся друг к другу. «Если ты сделаешь один шаг ко Мне навстречу, Я сделаю десять шагов к тебе навстречу», – говорит Создатель в Коране своему созданию – человеку. На вопрос о том, как он пришел к исламу, один из возвратившихся к нему (новообращенных) Сергей Маркус ответил:

– Это ислам пришел ко мне.

Когда во время дискуссии между Омаром Хайямом и Абу Хамидом ал-Газали раздался азан, зовущий мусульман к молитве, последний громко произнес:
– Вот и пришла Истина.

Когда в 630 году Мухаммед возвратился в родной город Мекку, откуда был вынужден уехать восемь лет назад, он пришел туда победителем во главе огромного войска, и ему ничего не стоило дать указание очистить Каабу от идолов. Но он лично принял участие в избавлении Святыни от символов духовного заблуждения.
Разрушая идолы, Пророк повторял аят из Корана:

– Явилась Истина, и ложь исчезла. Воистину ложь обречена на погибель.

Поисками Истины занимались и занимаются тысячи и тысячи людей разных национальностей и конфессий, даже атеисты ухитрились под этим псевдонимом всучить народам свой фетишизм под названием «коммунизм».

Представляется, что Истина как таковая не поддается развернутому и конкретному описанию с помощью речевых средств, поэтому попробуем освятить Искателя, чтобы с его помощью «подобраться» к объекту его поисков.

Поскольку в нашем случае речь идет о мусульманских мистиках – суфиях и об их учении тассаввуфе, необходимо компетентно разобраться в них, для чего целесообразно прибегнуть к мнениям авторитетных экспертов, высказавших свои суждения о суфизме в разное время. Во избежание однобокости в изучении вопроса и чтобы добиться объективности в его освящении, послушаем высказывания представителей Востока и Запада, науки и духовенства, которые опубликованы в различных источниках.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На сто первом году жизни скончался ветеран Великой Отечественной войны из Махачкалы Гаджи Инчилов

Сегодня, 20 ноября, ушёл из жизни участник Великой Отечественной войны, легендарный разведчик, почётный гражданин города Махачкалы подполковник Гаджи Магомедович...

В Махачкале состоялось торжественное открытие Первенства города по вольной борьбе

В одном из спортивных залов Махачкалы сегодня, 20 ноября, состоялось торжественное открытие Первенства города по вольной борьбе среди юношей...

Завершаются ремонтные работы на улице Кадиева, проводимые по нацпроекту БКД

Завершены значительные ремонтные работы на улице Кадиева в Махачкале, проводимые в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Всего...

В Махачкале заменяют светильники уличного освещения

В столице Дагестана согласно плановым мероприятиям и по обращению горожан ведутся работы по замене и ремонту светильников уличного освещения. В...
spot_imgspot_img

Вода в трех махачкалинских поселках не отвечает установленным требованиям СанПиН

Вода в трех поселках Махачкалы – Загородный, Красноармейское и Семендер – не соответствует установленным требованиям СанПиН. К такому выводу...

Пострадавшим в результате взрыва в частном доме в поселке Ленинкент окажут помощь

Пострадавшим в результате взрыва в частном доме в поселке Ленинкент будет оказана вся необходимая помощь. Такое поручение дал сегодня...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам