Разомкнуть рамку, как круг

Он стоит у самой черты бесконечного круга. Войти в него
не решается, чтобы не увлечься общим течением. И отступление дальше чревато уединением и самодовольством. «Я иду
за кем-то и верю в путь… И вот я уже не выдержал и пошел
прочь…», — как автобиографичны литературные миниатюры
Саида ТИХИЛОВА.

Человек на пути творчества
не способен идти след в след.
«Креатив», который теперь
стильно усматривать во всем,
— это кредо художника. Даже когда он иногда кисть художника
меняет на перо. Впрочем, член
Союза художников РФ Тихилов
и пером рисует. А бесконечность
мыслей, не успевающих укладываться на полотно, откладывает
про запас в притчи и эссе. И в
тех, и в других художественных
работах кладет мазок за мазком,
как кирпичи за рядом ряд в стену, где самый последний, верхний,
кем-то считаемый бесполезным,
— самый ценный. Поэтому картины Саида не успевают привыкнуть к обстановке мастерской,
а с последней персональной выставки обратный путь из 200 работ совершили лишь несколько.

Продолжая при случайной
встрече со своими «чадами»
ощущать кровное родство, тем
не менее он уже не может снять
их с чужой стены и внести изменения. Буквально несколькими
штрихами можно сделать композицию намного выигрышнее,
но… Другое дело, если работа
еще в мастерской.

— Часто возникает желание
переделать. Потому что делаешь
картину в какой-то момент, а потом
чувствуешь: чего-то не хватает.

В таких случаях Саид откладывает полотно, пока не придет нужное решение. Так было с натюрмортом «РАКУШКА, ХЛЕБ И ТРУБКА».
В течение трех лет он много раз возвращался к нему, чтобы «добить»
элементарную задачку с обычной геометрической фигурой.

— Прямоугольник не мог разместить в плоскости так, чтобы
не резало пространство. Мне
нужно было, чтобы был не предмет, а что-то другое… Нужна
была какая-нибудь одна полоска. Я ее долго искал. Нашел
— одна линия изменила все. В
один момент все сложилось. Ракушка — создание природы, хлеб
— продукт совместного человеческого труда с природой и трубка
— вещь в природе ненужная, не-
зависимая от нее, но используемая человеком. Вот эта третья
вещь никак не подходила…

От каждой неправильной линии могло качнуть в сторону. Вот
такая она — строгая гармония,
чтобы вписаться в нее, искусственно созданному предмету
приходится приспосабливаться. А художнику, взявшемуся
за это, — трудиться. «Напрасно
сидеть у берега и ждать попутного вдохновения. Оно приходит
мгновенно и неожиданно. И не
знает, какой луч света или звук,
или порыв ветра зажжет его»
— ситуация, описанная Николаем Рерихом, повторяется тысячелетиями миллион раз в день
в том месте и в тот час, когда
ХУДОЖНИК вступает в свои
права. Этим самым «порывом
ветра» у Саида чаще становится
сюжет, подброшенный нерукотворной природой и вставленный
в огранку сокровенной мысли.
И почти одновременно приходит мысль, какими красками
эффект будет
максимален.
Поэтому Тихилов не отдает
явного предпочтения одной из
них. Есть и акварельные работы, и работы,
выполненные
гуашью, маслом, темперой…

— Сюжет подсказывает, каким
материалом пользоваться. Если я
хочу построить стену, то должен
представить, какая будет стена,
а потом выбираю материал. Так
и картины. Если она смотрится в
«пожухлых» тонах, слоиста, то хочется, чтобы она была матовой,
— естественно, идеально подходит
темпера. Сухость краски может
давать контрасты каких-то цветов,
и на этом фоне ИДЕИ ХОРОШО
ЧИТАЕМЫ. Вот, скажем, у Рериха
картины написаны темперой. Если
бы он эти творения писал маслом,
они бы не так смотрелись. Эффект,
конечно, оставался бы, но не такой,
как темперой.

Опыт Н.Рериха — художника
с 40-летним стажем, прошедшего 25 стран мира, важен для
дагестанского живописца в познании беспредельного. Так же,
как открытия других предшественников. Осознание интуитивного, начавшее приходить
талантливому юноше с мерным
шелестом искусствоведческой
литературы и вниманием преподавателей художественного
училища и педагогического института, требовало технического
усовершенствования.

Мыслить и рисовать. Рисовать и мыслить. Техническим
приемам Саид учился у великих,
среди которых и итальянский художник Ренато Гуттузо, первая
половина творчества которого
отличалась символизмом. Но,
в отличие от знаменитого сицилийца, изобразившего себя в
образе молодого крестьянина
на картине «Извержение Этны»,
Тихилов не любит не только
вписывать свое лицо в общий
план, но и вообще равнодушен
к портретам. А на тематических картинах чаще изображает
одного человека. Если без второго по идейным соображениям
не обойтись, он напишет и его,
и даже третьего. Но лишнего не
допустит в картину. Сделанные
еще в студенческие годы ручкой
набросок и эскиз к массовому
этюду, созданные с помощью
зеркала, — вот весь арсенал ав
топортретов художника. «И как
бы ни старался запомнить, ничего не получается. И я все вмиг забываю. Лишь только отхожу
от зеркала» — чтобы ощутить
душевную деятельность героя эссе необязательно видеть его внешность.

Хотя Саида не занимают условности настолько,
как, например, Рубенса, но
символизм проглядывается
сквозь вуаль стиля. Его «Три
сестры у орехового дерева» отличаются от «Трех женщин» П.
Пикассо стилем. Кубические
сеньоры испанского
художника ниспровергают прежние
представления о
«грации», тихиловские горянки утверждают традиции.

— Орех считается в народе священным деревом. Некоторые говорят, что это
является символом… У каждой
вещи на картине определенная
цель. Тематически я обдумываю
каждую деталь. ИДЕЯ ДОЛЖНА
БЫТЬ НЕ СРАЗУ ИСЧЕРПАЕМА. Сама мысль должна быть…
Натуру я беру как основную форму, потому что если я начну заниматься копиями — это будет реализм. Это школа, которую многие
прошли, — я уже буду очередным
человеком. Если ты не можешь
быть первым…

Стиль, в котором работает
Саид, уже негласно назван «тихиловским» в Дагестане. И его
узнают.

— Когда в Москве была выставка, там даже обратили внимание,
что есть стиль, который можно
спокойно выставлять. Если делаешь эксперимент, он должен
быть целенаправленным. Серию
можно открыть, период. Потом
насытиться этим и найти новое…
Вот у меня есть архаичные сюжеты, я хотел подчеркнуть эмоциональность через линии, пятна…
Попал — пошла эта тема… Ну я же
не буду делать все села.

— Какое место на пейзажных
полотнах у родного Согратля?

— Есть окрестности, само село. В основном, если зака
зывают… Небольшие этюды.
Фрагменты села. Этнический
рисунок, колер где-то. Идеи
такой нет. А когда появляется
идея, пейзаж может стать общей темой. «Тень
Хаджимурада» я
увидел напротив
села на горе.
Хотя к Согратлю это никакого отношения
не имеет.
Художник,
дружащий с геометрией, признает среди учителей и создателя кубизма.

— Интересные формы у Пикассо. Необязательно быть знакомым с самим художником, чтобы
причислить его к учителям. Если
тебе дали чертежи, если ты можешь читать по чертежам, тебе
же необязательно с чертежником встречаться. Если ты видишь
картины, зачем тебе с самим автором встречаться. Картина раскрывается, читаешь ее, а потом,
когда рисуешь, какой-то элемент
можешь взять из нее для того,
чтобы потом от него отказаться…

— К какому стилю все-таки
вы относите свое творчество?

— Я даже не знаю. Я стараюсь развиваться, как могу. Какой-то кавказский …

Тихилов вновь убеждает в
том, что смешно «считать самым
главным у художника его руку».

«А рука думает, будто может
все … делать, и не видит тех нитей, которые привязаны к ней
самой» («Нити»). Но тело может стать многоруким , если две
руки принадлежат Человеку. И
руки могут выйти из земли, чтобы человек оставил след на ней.
Много рук, много нитей и линий,
много камней. И, конечно, глаза.

Как и в притчах Саида, в картинах многое кажется фантастичным. Воспринимают же его
«Страж гор» как космический
сюжет. Красные идолы на фоне
синих гор впечатляют и уводят к
иным мирам…

— Я, когда бывал в горах,
встречал груды камней какихто… Может, это были ориентиры для чего-то… Обычно так
собирают камни на местах, где
проходили события. Издалека
казалось, что это люди…

Путь написанной в 1997 году
темперой картины
автор не проследил, остался только
этюд к ней.

— Я не повторяю одни и те же
работы на выставках, даже один и
тот же стиль. На
каждой выставке
у экспонируемого
художника должна
быть определенная цель: для чего
ты выставляешь
свои работы. Показывать надо не
просто новые картины, а новый шаг,
НОВУЮ ФОРМУ.

«ПОПАЛ, НАШЕЛ, РАСКРЫЛ»
— эта формула
для художника
Тихилова все равно что для Юлия
Цезаря «Пришел,
увидел, победил»!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам