Столкнуться с мобингом — коллективной травлей (англ.mob — толпа) — может каждый. Это явление отнюдь не редкость в российских организациях. По статистике, каждый пятый коллектив рано или поздно выбирает себе козла отпущения, которого всеми силами стремятся обидеть, унизить, а то и вовсе удалить из штатного расписания.
Причиной мобинга может стать что угодно. Банальная зависть — ты получаешь больше, чем коллеги, или выглядишь лучше их. Чьи-то амбиции или планы — ты оказался помехой на пути к вожделенному креслу. Мимолетная обида — ты оскорбил кого-то неосторожным замечанием. В результате коллеги затаили на тебя обиду. Но даже если обиженный существует в единственном экземпляре, он вполне может оказаться формальным или неформальным лидером с большими возможностями. И понеслось…
Проще и безболезненнее всего, если мобером окажется твой начальник — он просто уволит неугодного сотрудника. Бороться с ним сложно или даже невозможно, если только у тебя нет могущественного покровителя. В таком случае лучше смириться и искать новую работу.
Хуже, если в роли моберов выступают коллеги. В их арсе- нале — сплетни, мелкие пакос- ти типа разлитого на докумен- ты чая, жалобы, кляузы и от- крыто выражаемые сомнения в твоей профпригодности. Но если документы можно кинуть на принтер еще раз, сплетни счесть неизбежной платой за выпадение из ряда «серостей и банальностей», а бойкоту противопоставить открытый разговор, то со скрытой агрессией бороться гораздо сложнее. Как тебе нравится следующая ситуация: о твоих поручениях хронически забывают, а ответственность за заваленный проект коллективно и перед лицом начальства вешают на тебя? Да еще и сдабривают это щедрой порцией комментариев: он (она) отказывает коллегам в помощи, опаздывает на работу, обсуждает по служебному телефону личные дела и вообще не справляется. Даже eсли ты решишься опровергнуть все сказанное и поговорить с шефом напрямую, в голову ему неприменно придет что-то вроде: «Нет дыма без огня!» И вот ты опять крайний, партия и кандидат на увольнение. И какой бы сильной личностью ты ни был, рано или поздно тебя посетят неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к работе, а то и что-нибудь посерьезнее — хронический стресс, например.
С другой стороны, по мне- нию психологов, коллектив да- леко не всегда намерен избав- ляться от «человечка для би-тья». Во-первых, в случае его ухода оставшимся товарищам придется решать проблемы и проблемки, которые всегда так удобно было сваливать на «это го нерадивого, безынициатив- ного, расфуфыренного лен- тяя». Во-вторых, как ни ужасно звучит, коллективная травля кого-то одного может доставлять всем остальным нечто вроде удовольствия. Вряд ли ты обрадуешься такому раскладу, и, скорее всего, если уж тебя угораздило оказаться жертвой, надо принимать ка- кие-то контрмеры.
Вариантов,собственно, два: смириться и уйти или бороться. Если ты не чувствуешь готовности идти против танка и быть награжденным званием героя посмертно, если данное рабочее место вовсе не предел твоих мечтаний, если во всем огромном коллективе у тебя нет ни одного потенциального союзника — уходи. С гордо поднятой головой.
Но если цель оправдывает средства (неизбежные корпоративные побоища, время и нервы, которые на это потребуются) — попробуй бороться. Только помни: пассивная оборонительная позиция не принесет желаемых плодов. Придется идти в наступление.
P.S. Разлитый чай, сплетни, усмешки… Прежде чем ввязываться в партизанскую войну, подумай, не померещилось ли тебе все это.
Мнительность — отличный способ испортить отношения! И не только с коллегами.