Аудиторы имеют минимум два преимущества, по сравнению с другими экономическими аналитиками.
Первое преимущество связано с возможностью получать базисную информацию из первых рук, проверенную на достоверность. Второе преимущество связано с возможностью анализировать показатели предприятий, фирм, расположенных на территориях разных субъектов РФ, сопоставлять региональные законы, решения муниципальных органов управления по созданию благоприятных условий для развития бизнеса, малого предпринимательства, да и не только малого.
В условиях рыночной экономики, как известно, обостряется конкурентная борьба не только между фирмами, предприятиями, но и регионами, государствами. По мнению известных экономистов страны, конкурентоспособность региона, субъекта Российской Федерации определяется, в первую очередь, конкурентоспособностью предприятий, расположенных на его территории, а их успех в конкурентной борьбе зависит от решений, принимаемых на региональном уровне. Те субъекты РФ, которые своими решениями, своим законотворчеством создают благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, смогут эффективно использовать потенциал собственной территории и смогут привлечь для этой цели не только внутренний, но и внешний капитал.
Бывая в служебных командировках у наших соседей: в Ставропольском, Краснодарском краях, в Ростовской области аудиторы вольно или невольно вынуждены сравнивать те или иные аспекты, факторы экономического развития у соседей и у нас, в родном Дагестане. Не надо быть профессиональными аналитиками, чтобы при этом не сделать правильные выводы.
Ухоженные, засеянные поля у наших соседей и запущенные, заросшие сорняком наши родные поля! А ведь трудности, связанные с реформами 90-х годов, коснулись не только нас, но и наших соседей не в меньшей степени.
Почему тогда наши соседи получают рекордные урожаи зерновых, когда наши поля покрыты сорняком?
Никто не спорит — агропромышленный комплекс любой страны, любого региона не может нормально развиваться без мощной финансовой поддержки со стороны государства, ясно также, что республиканский АПК (как и все субъекты РФ) такой поддержки от государства не получает. Но тем не менее Республика Дагестан в целях поддержки сельскохозяйственного производства получает немалые суммы финансовых средств в виде льгот для сельхозпроизводителей, субсидирования процентной ставки банковских кредитов, реструктуризации долгов сельхозпредприятий, целевой государственной поддержки отдельных программ (виноградарство, овцеводство, рыболовство и др.) По оценкам аудиторов, государственная поддержка АПК Республики Дагестан за последние три года составила в сумме более 1 млрд 200 млн рублей. За редким исключением коэффициент полезного использования этой финансовой поддержки очень низкий. Деньги уходят, как вода уходит в песок. В результате пришли в непригодное состояние десятки тысяч орошаемых площадей, сотни километров магистральных и распределительных каналов, выведены из строя уникальные инженерные сооружения коллекторно-дренажной сети, поголовье скота в прошлом крупных животноводческих хозяйств республики практически уничтожено. Зато мы сохранили министерство сельского хозяйства с многочисленным штатом работников, агропромышленные управления в каждом районе. За прошедшие годы указанные структуры не занимались развитием сельского хозяйства, а занимались развалом сельскохозяйственного производства,
Что делать?
Во-первых, ликвидировать структуры, которые провалили безболезненное реформирование агропромышленного комплекса республики: министерство сельского хозяйства, агропромышленные управления в районах.
Во-вторых, в целях управления государственными программами поддержки сельскохозяйственных производителей республики организовать единую дирекцию заказчика государственных программ поддержки сельхозпроизводителей
В-третьих, финансовые средства, полученные от сокращения штатов, направить в фонд поддержки сельхозпроизводства.
К проблемам, обсуждаемым в этой публикации, относится и охрана КОРа — канала имени Октябрьской революции, гордости и трудовой славы старшего поколения дагестанцев.
Канал построен методом всенародной стройки. В Дагестане нет населенного пункта, представители которого не участвовали бы в строительстве КОРа. Наши деды и бабушки, отцы и матери оставили нам в наследство этот великолепный канал — источник чистой воды. Канал — это их гордость!
Во что мы превратили этот источник чистой воды? Мусоро- и грязеприемник! Больно смотреть на ту часть канала, которая пролегает по городу Махачкале. Где же наша «высокая» мораль, «высокая» нравственность, которыми мы любим хвастаться перед носителями иной веры и иного вероисповедания?
Мы не говорим о многочисленных и грубейших нарушениях строительных и санитарных норм, допущенных при застройке территории, прилегающей к КОРу.
Мы говорим о необходимости принять меры по прекращению выбросов грязи и нечистот в канал.
Для этого не нужно каких-то оригинальных решений, просто нужно научиться использовать по назначению выделяемые финансовые средства.
Продолжение следует.