В Дагестане да и на Северном Кавказе в целом чувствуется присутствие повышенного духа религиозно-политической напряженности, нередко доходящего до кровавых конфликтов и террористических злодеяний. В то же самое время за последний год здесь наблюдается тенденция постепенного снижения её накала, но опасность пока реально сохраняется. Все то, что происходит в регионе, неслучайно, и наличие подобного состояния обусловлено глубокими объективными условиями и субъективными факторами, способствующими в данном случае сохранению и порождению конфликтной ситуации на конфессиональной и политической основе. Дело в том, что Дагестан с самых древнейших времен, благодаря своему геополитическому положению, в отличие от других является одним из самых сложных в этноконфессиональном плане этажерок мировых регионов и таким остается до сих пор. Он с эзотерических и экзотерических позиций сохранил свой статус в данном качестве связывающего звена на перекрестке между восточными и западными экономиками, этносами, цивилизациями, культурами и религиями. В таком геополитическом плане его можно сравнить с Синаем, Троей, Гибралтаром, которые в историческом процессе выступают как стыковые звенья в цепи магистральной связи между континентами и цивилизациями. Мы этот вопрос рассматриваем здесь не столько в ретроспективном аспекте, сколько в диалектической связи с современностью, что Дагестан был и до сих пор остается стратегическим регионом, где особенно остро сталкиваются противоречивые интересы крупнейших государств Запада и Востока, в том числе по проблемам цивилизационной и конфессиональной сущности. При этом как внешние, так и внутренние противоборствующие деструктивные силы, особенно за последние годы, в связи со значительно возросшим влиянием религии, особенно ислама на мировой арене, и неслучайно в этих целях активно используют исламский фактор, спекулируя его высоким статусом в мусульманском мышлении и образе жизни. В этом отношении полиэтнический и поликонфессиональный Северный Кавказ, через который проходит дуга стабильности, представляется регионом исключительного интереса для сил международного политического и религиозного экстремизма. Отсюда видно, что выбор полигона своей деятельности был не случайным и исламские радикалисты рассчитывали на быстрый успех. В целях осуществления своих милитаристских планов путем применения самых различных утонченных методов и форм – начиная от финансовой и военной помощи, направления своих эмиссаров, подготовки боевиков – кончая объявлением тотальной и идеологической войны, в целях деструктуризации общественного строя.
Они, выдавая себя за борцов «чистой» веры (муджахедов), по всем каналам СМИ ведут широкомасштабную религиозно-идеологическую и психологическую обработку населения, особенно молодежи, в роли защитников, отстаивающих каноны т.н. первоначального ислама. При этом сегодня особое внимание они уделяют идейной работе, особенно среди той части молодежи, которая в силу кризисных причин 90-х годов оказалась на грани нищеты и безработицы. Поэтому одним из ключевых каналов в этом процессе является оказание материально-финансовой поддержки таким лицам, впоследствии ставшим костяком для создания незаконных вооруженных формирований в целях свержения существующей конституционной власти, ослабления и разрушения страны.
Каждая статья должна иметь свои цели и задачи. В данном конкретном случае, автор ставит перед собой не простую, а по своему существу сложную проблему, в своем видении проанализировать религиозное состояние в республике и дать краткую ему характеристику, которая сложилась в Дагестане сегодня. Основная цель здесь заключается в том, чтобы с помощью анализа истоков религиозно – политической ситуации в республике попытаться дать правдивую, научную информацию и довести ее до сознания населения. Это должно помочь ему самому разобраться в спонтанно сложившихся в наши дни трудноразбираемых сплетениях масштабной идейной борьбы за умы и сердца дагестанцев… Вместе с тем главное здесь заключается не в муссировании критического состояния, а наоборот, по мере своего видения попытаться подсказать некоторые свои соображения, способствующие переходу от конфликтности и противоречий к единству и стабильности, согласию и миру в дагестанском обществе.
Прежде чем проанализировать сложную религиозную ситуацию в Дагестане, во-первых, принципиально необходимо разобраться в часто неверно употребляемых в научно – публицистической литературе таких стержневых понятиях, какими являются «фундаментализм», «экстремизм», «терроризм», «салафизм», «ваххабизм» и т.д. Без разграничения, без объяснения которых вряд ли читатели смогут иметь о них ясное и четкое представление, но они в то же время являются принципиально важными для методологического анализа проблемами. Только на основе глубокого научно-методологического анализа мы верно сможем раскрыть социально-политическую сущность этих фундаментальных терминов, что даст возможность самим членам дагестанского общества разобраться в сложившихся на сегодня сложных религиозных сплетениях и сделать свой выбор выхода из этой ситуации. В этом отношении нам нельзя не согласиться с мнением известного отечественного специалиста по данной проблеме академика Е.М.Примакова, который в своей работе «Мир после 11 сентября», четко разграничивая сущность этих понятий, пишет: «Для понимания будущего мусульманского мира и его взаимоотношений с остальной частью человечества особенно важно делать различия между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом».