Слияние двух служб связи — городской телефонной и телеграфно-телефонной станций — в Технический Центр электросвязи города Махачкалы почти совпало с назначением директором ТЦЭС Магомедсаида Абдулмажидовича ЗАЛБЕКОВА.
— Магомедсаид Абдулмажидович, связано ли объединение с тем, что рабочей нагрузки у этих организаций стало меньше? Новая форма работы дает какие-то преимущества ?
— Это сугубо внутренние изменения, которые произошли повсеместно в стране. Такая структура внедрена по всей России. ГТС и ТТС взаимосвязаны друг с другом по характеру работы, и приблизительно одинаковое количество работников было занято на этих станциях. При объединении стало легче управлять работой.
— Работа телефонных станций разгрузилась с появлением альтернативной связи
— мобильной. Но вас, конечно, такое облегчение больше волнует, чем радует?
— Конечно! Наши доходы падают. И это не может не волновать. Я признаю, что мы тоже не доработали в свое время. Упустили момент. Если бы с появлением мобильной связи мы параллельно развивались теми же темпами, мы могли бы удержаться на прежнем уровне.
— Финансы, вернее, их отсутствие, стали преградой?
— Были и другие «отсутствия», кроме финансов. Не было поддержки сверху, и противостояние внутри самого предприятия тоже сыграло существенную роль в нынешнем положении.
— Так, проблема все-таки местного характера с политико-экономической окраской, а вовсе не технологические возможности этих двух видов связи? А на первый взгляд кажется, что в состязании по мобильности вам все же не достичь главного конкурента?
— Могли бы. Но время не вернуть. Если один из соревнующихся заснет на определенном этапе, потом нужно догонять. А это гораздо сложнее. Все организации связи на Северном Кавказе, кроме Чечни и Дагестана, объединились в Южную телекоммуникационную компанию. В свое время по каким-то соображениям «Дагсвязьинформ» отказался войти в нее. Сейчас идет подготовка для вхождения в ЮТК. Коалиционная работа приносит успехи. За положительным примером далеко ходить не надо. Вот Северная Осетия — и по территории меньше Дагестана и население в пять раз меньше, а чистых доходов аналогичная нашей организация получает в 200 миллионов в год. Сумели вовремя модернизировать, прежде всего, свое мышление.
— Зато у вас нет очереди на установку телефона.
— Ни один человек не может сказать, что я ему отказал в установке стационарного телефона. Пожалуйста, у нас есть телефонные линии…
— Но и здесь есть конкуренты, альтернативные телефонные станции, их столько же, сколько станций у городской телефонной станции?
— Четыре станции у нас и столько же альтернативных. Две из них только разворачиваются. Количество абонентов самой большой из них 66-й исчисляется пятью тысячами. Здесь мы конкуренцию особо не ощущаем…
— Здесь, наверно, больше сотрудничество? Они ведь эксплуатируют ваши кабельные каналы?
— В основном у них свои линии. Но в некоторых местах с нашего позволения арендуют наши каналы.
— Это тоже приносит прибыль. Она сравнима с другими доходными статьями? А взаимодействие с операторами мобильной связи?
— В общем количестве прибыли эти доходы занимают определенное место. От внешних операторов мы получаем приличные суммы за присоединения, потоки. Много случаев аренды нашего оборудования. Среди новых универсальных услуг — Интернет.
— Обслуживаемые городской телефонной станцией номера (60, 62,63) считаются проблемными для подключения к Интернету через модем. Это тоже связано с оборудованием?
— Конечно. Станции старые, скорость не соответствует параметрам цифрового оборудования. Вот эти несоответствия и сказываются.
— Как происходит оплата пользования Интернетом по телефонным линиям?
— Услуги Интернета и здесь оплачивает пользователь телефона. Существует отдельная память, поминутно фиксирующая время нахождения абонента в Интернете.
— Они отличаются от новых тарифов повременной оплаты услуг телефонной станции?
— У нас новые тарифы еще не введены.
— Плата за телефон прежняя?
— Да. Междугородние разговоры оплачиваются отдельно. И ежемесячная абонентская плата 170-190 рублей.
— Магомедсаид Абдулмажидович, так все-таки по каким причинам вы не перешли на новую форму оплаты? Учли пожелания клиентов?
— Клиенты наши еще не готовы к такой форме оплаты. Честно говоря, мы и сами не готовы. Минуты надо считать, а для этого нужно специальное оборудование. У каждой системы свои тонкости. Наши старые станции не в состоянии все учитывать. Когда перейдем на цифровое оборудование, тогда и возможностей будет больше.
— И когда это случится?..
— Скорее всего, после того, как вступим в ЮТК, с которым сейчас идут переговоры. Тогда снимутся вопросы с финансированием и закупкой нового оборудования.
— Цифровые станции будут устанавливаться в этом же здании на Энгельса, 25?
— Как решит руководство «Дагсвязьинформа».Цифровое оборудование не требует больших площадей. Оно может уместиться на половине территории моего кабинета.
— Вы уже признались, что на Северном Кавказе выглядите в худшем свете. А если сравнить по республике с другими телефонными станциями?
— По республике, конечно, за нами преимущество, как у любой столичной организации.
60 процентов дохода «Даг-
связьинформ» даем мы. По объему работы с нами не сравниться районным предприятиям электросвязи, так же, как и другим столичным станциям.
— Клиентов все-таки приходится «отвоевывать».У абонентов льгот уже нет?
— С прошлого года.
— Коммутаторов тоже уже не существует?
-Какая в них надобность, есть новые станции.
— С каким вопросом чаще всего к вам обращаются?
— Установка телефона.
— Стоимость этой услуги прежняя?
— Шесть тысяч рублей.
— А там, где нет телефонных линий?
— Если клиент согласен приобрести за свой счет кабель, то мы проводим его и устанавливаем телефон.
— При переезде абонента телефонный номер переносится в течение месяца?
— Если он переезжает в микрорайон, обслуживаемый той же телефонной станцией, то номер переводится моментально. Если в другой — то имеющийся номер сдается, потом по заявлению дается освободившийся или новый номер на другой станции.
— Если телефон стоит в закрытом помещении, которым хозяева временно не пользуются?
— Есть сроки. Если абонплата не вносится вовремя — телефон отключается. Потом снимается номер, независимо пользуются телефоном или нет.
— Магомедсаид Абдулмажидович, у вас как у директора Технического Центра электросвязи нет принципиального неприятия мобильного телефона?
— Мобильник, без сомнения, удобен для пользования вне кабинета и дома. А на работе я пользуюсь стационарным телефоном. Связь по линиям все-таки лучше.