В последнее время мы стали более пристально всматриваться в пласты богатейшей истории нашей страны. В годы и судьбы. В героику прошлого и трагические страницы нашей биографии в целом и республики в частности.
Не секрет, что в 20-50-е годы минувшего столетия было много бурных потрясений, невиданных политических баталий, внутрипартийных распрей, шла борьба за власть, были огромные подъемы и трагические падения. Погибло немало выдающихся личностей.
От нас скрывалась правда о легендарных героях, из истории пытались выскрести судьбы удивительных людей, посвятивших свои жизни народу. Время коренных перемен, демократизация общества, гласность позволили приоткрыть завесу таинственности, во многом узнать, кто есть кто, воздать должное подлинным патриотам Отечества.
В последние годы средства массовой информации внутри страны и за рубежом безудержно обливают грязью историю советского времени. Некоторые авторы особенно мусолят и с неудержным увлечением преподносят репрессии 30-х годов, завышая их в десятки и более раз.
Репрессирован… Реабилитирован. Какая человеческая трагедия стоит между этими словами. Но история, время стали подлинными судьями, воздали, хоть и поздно, должное и жертвам, и палачам.
Вчитываясь в краткие биографические данные реабилитированных людей по Дагестану, проходящих по Книге памяти Сагима Ильясовича Сулейманова, изданной недавно Институтом истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, невольно возникают сегодня немалые проблемы по увековечению их памяти, по восстановлению справедливости в назидание на будущее.
Лейтмотив этой документальной книги — сострадание к тем безвинным советским людям, которые оказались принесенными в жертву великому перелому. Гнев к клеветникам и политическим спекулянтам, оболгавшим честных людей, очернившим великую эпоху. Речь о суровых страницах советского времени – о жертвах политических репрессий.
Как отмечает автор, более 20-ти тысяч высококвалифицированных чекистов оказались также жертвами репрессий. Эта волна не обошла и чекистов Дагестана, где более двадцати человек подверглись аресту. Факты многочисленных репрессий в 30-е годы породили в сознании многих негативное представление об органах госбезопасности и их задачах, однако они не изменили саму природу чекистских органов. Несмотря на всевозможные перетряски, эти органы продолжали стоять на страже интересов Отечества. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты их работы накануне и в ходе Великой Отечественной войны, а также в последующие годы.
Трагическая судьба реабилитированных, вся их жизнь позволяют сегодняшнему поколению гордиться нашим прошлым: они делали революцию, строили армию, создавали заводы, фабрики, колхозы, совхозы, защищали, оберегали и обогащали наше национальное, культурное наследие. Себя же защитить не смогли…
Отрадно, что за это нелегкое, но благородное дело взялся именно Сагим Ильясович, который долгие годы работал в органах госбезопасности, хорошо изучил архивы правоохранительных органов. Более того, он является автором нескольких солидных публикаций на эту тему. Ведь лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто!» относится и к жертвам политических репрессий. Надеюсь, что автор продолжит работу над проблемой с тем, чтобы в перспективе подготовить и издать республиканскую Книгу памяти жертв политических репрессий по примеру некоторых краев и областей Российской Федерации.
Раскрыть мученическую и горькую правду о жизни и деятельности людей в трагические 1930-е годы, о судьбах многих руководителей Дагестана — это наш святой долг. Ознакомьтесь с печальными историческими фактами – краткими биографическими данными безвинно пострадавших, вдумайтесь. И судите обо всем сами.