ЕЩЕ РАЗ О ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РЕЛИГИОЗНОМ ФАКТОРЕ

Известно множество таких походов и нападений со стороны горцев на поселения южан, ответные походы южан в горы, грабежи и угоны скота и пр. Защита горных проходов, через которые совершались эти походы, была постоянной головной болью для южан, кто бы и когда бы там ни правил политическими образованиями или общинными союзами. Одним словом, политическая ситуация всегда отличалась в Нагорном Дагестане непредсказуемостью. У ширваншаха Фарибурза I были основания заняться проблемой обеспечения безопасности северных границ своего государства, тем более, что Лакз (Южный Дагестан) входил в состав государства ширваншахов. Были и другие причины. То, что Южный Дагестан, особенно Дербент и окружающие его территории, всегда были взаимосвязаны с Ширваном, хорошо известно.
Так вот, не успел Фарибурз I еще толком утвердиться на престоле ширваншахов, произошло одно событие: в 1064 г. «неверные Гумика напали на селения ал-Баба, убили много мусульман и ограбили их. Затем, наложив харадж (поземельный налог натурой или деньгами.
— А.Г.) на оставшихся в живых, они вернулись домой», как свидетельствуют источники. Вот почему занялся он проблемой Нагорного Дагестана, а начинать нужно было с религиозного фактора, учитывая этноконфессиональный характер. Фарибурз I предпринял ряд мер для налаживания взаимоотношений с северными соседями своего государства.
Обратим внимание на некоторые эпизоды событий, связанные с туман-шахами, шамхалами и Лакией в период установления ислама.
В конце ХI века ширваншах Фарибурз I обращается к жителям Лакза (нынешним дагестанским лезгинам) с посланием: «Что касается того, что упомянули вы относительно жителей Гумика, мы уже послали к ним посла и ответили им как можно хорошо, и мы предлагаем вам, чтобы вы взялись решительно за это дело… и чтобы отряд из них отправился в Кува, и чтобы они заключили с вами договор на верность и поклялись, чтобы тогда мы послали сына Адуда эмиром к ним в одеянии чести, подарков, почестей и редкостей и чтобы мы вернули им залог их… Нет у нас ни жажды к хараджу их, ни надежды на помощь их… Пошлите к ним послов, обратитесь к ним весьма любезно, обещайте им от нас всевозможные выгоды-удачи, великой славы…». Обратим внимание, ширваншах Фарибурз I обращается к предкам нынешних лезгин и лакцев не как правитель (эмир), а как наставник, не задевая при этом религиозный аспект, причем собирается послать к ним даже своего сына Адуда. Действительно, через какое-то время Фарибурз I посылает в Лакию сына Адуда в сопровождении войска и хатиба-проповедника, а также имама. Адуд становится эмиром-правителем Лакии, вооруженное сопротивление части населения было подавлено. Кстати, один из современников Фарибурза I, курд по происхождению, в оде-касыде, посвященной ему, писал впоследствии: «Ты овладел Муканом как владением по присяге и владеешь землями до берега моря. Побеждаешь абхазов набегом и поспешно овладеваешь Арраном. Назначаешь алима над Гянджой… Разве отряд войска твоего не совершил набег и не овладел врасплох Гумиком? И пришел Сулвар, слуга твой, к аланам с многочисленным войском и возвратился со всем, что желал, и подверг безбожье в состояние унижения».
Сколько времени сын Фарибурза I Адуд правил Лакией в качестве эмира, информации нет, но достоверно одно: именно он и сопровождавшие его религиозные деятели спустя 250 лет разыскали потомков того самого Шахбала, породнившегося в свое время с местной династией туман-шахов, и утвердили их власть в Кумухе (Кази-кумухе) — так возникла династия шамхалов Казикумухских, тогда утвердился ислам в Лакии, в Андалалском и Акушинском обществах. Политическое и экономическое положение шамхальства начинает усиливаться. Начинается распространение ислама в Нагорном Дагестане.
Тут мы должны вернуться к вопросу об абумуслимах в последний раз.
Как известно, после нашествий 1222 и 1240 гг. Хашимитская династия шамхалов Кази-кумухских была ликвидирована, и на трон шамхалов Казикумухских вступила новая династия так называемых «шамхалов-чингисидов».
Уже во второй половине
XIII века из Мекки и Шама выступил крупный отряд газиев (воителей за веру) и двинулся на Кавказ, перегруппировав свои силы, остановившись в Кайтаге и воссоединившись с новым пополнением, двинулся прямо через горные перевалы на Казикумух. Войско газиев возглавляли три шейха: Гази-Каландар, Ахмед и Абдулла. Эти воители за веру первым долгом ликвидировали династию «шамхалов-чингисидов» в Казикумухе и снова вернули к правлению шамхальством потомков Шахбала- Хашимита. После этого они двинулись в Аварию (кстати,термином «Авария» тогда обозначалась не вся современная Авария, а только Хунзахское плато). События эти очень подробно освещены в историографии, и нет надобности говорить об этом. Местная христианская династия Аварии покинула Дагестан и ушла в Грузию, а Гази-Каландар правил Аварией долгое время — более 30 лет, и за это время успел сделать многое в деле исламизации Аварии.
По некоторым данным, он погиб в столкновении с горцами-дидойцами, то ли с гидатлинцами — от стрелы, выпущенной с противоположной стороны. Он похоронен в Хунзахе, в квартале Самилах. Его захоронение является святым местом для верующих мусульман Дагестана.
После трагической гибели Гази-Каландар получил почетное прозвище Абумуслим, таковым знают его в Дагестане, это единственный из известных абумуслимов, покоящихся на Кавказе. Да будет благословенна земля, принявшая его.
И вот еще что, согласно преданию, Гази-Каландар якобы видел сон, что ему не будет суждено вернуться из этого похода, и поэтому заказал себе надмогильную плиту и привез вместе с собой. Мне довелось видеть эту плиту в 60-х годах в Дагестанском музее. Когда в 70-х годах я посетил музей, ее там не было. Когда спросил, где же Камень Абумуслима, мне сказали, что он находится у хозяина в Хунзахе. Далек от мысли давать оценку религиозной идеологии, но, на мой взгляд, приняли единственно правильное решение – вернуть камень Абумуслиму Хунзахскому. Дело в том, что, оказывается, камень находился на протяжении 700 лет в Казикумухской Соборной (Главной) мечети, заложенной еще в VIII веке Абумуслимом-Масламой, а сам Абумуслим-Газикаландар покоился в Хунзахе. Что ни говори, компетентные люди среди религиозных деятелей и администрации государственных органов были, приняли решение передать камень его хозяину, они воссоединились через 700 лет!
А теперь о шейхах Ахмеде и Абдулле, сопровождавших Гази-Каладара в этом походе. Как сложилась их дальнейшая судьба, не известно. Можно предположить, что после возвращения к власти представителей династии Шамхалов – хашимитов в Казикумухе и утверждения в Хунзахе власти Гази-Каландара они вернулись на родину. Это они ликвидировали последствия разгрома и государственного переворота, учиненного монголами в 1240 году. Эти вопросы недостаточно освещены в историографии Кавказа, а некоторые факты перепутаны и накладываются друг на друга. Возьмем период монгольских нашествий: что произошло в 1222 г., что в 1240, а что в 1318 г.?!
События 1240 г. и события 1318 г. перепутаны. В описании других аспектов это не имело бы особого значения, но в данном случае речь о событиях становления общедагестанской государственности – шамхальства, и религиозного фактора в этом процессе; об иноземных вторжениях, сыгравших роковую роль в дагестанском историческом процессе.
Впервые монголы появились в Дагестане в 1222 г. Немалый по тем временам (по одним данным – 20 тыс., по другим – 30 тыс.) контингент монгольских войск под командованием полководцев Джэбэ и Субэдэем, которые преследовали до этого хорезмшаха Мухаммеда и его сына Джалал ад-Дина. Хорезмшах перебрался на один из островов Каспийского моря и умер там, а сын с войском ушел в Иран. Задача монгольского экспедиционного корпуса заключалась не только в преследовании правителей государства хорезмшахов (это было крупное государство, куда входили Средняя Азия, Афганистан и Иран), но и в сборе данных о военно-политической обстановке на Кавказе. Разгромив разрозненные силы феодальных владетелей (в том числе Ширвана), из Закавказья монголы вышли к Дербенту. Но город оказался укрепленным, правитель города Рашид (родственник Ширваншаха) отказался пропустить монголов через город, а штурмовать оборонительные сооружения монголы не решились. Они предложили Ширваншаху прислать своих людей на переговоры. Ширваншах послал таких людей в монгольский лагерь. По имеющимся данным, одного из них монголы убили, а другим сказали: «Если вы покажете нам путь через Дербент, мы вас пощадим, иначе мы вас тоже убьем»… «Они из страха за свою жизнь указали путь, и те прошли», — как свидетельствуют источники (персидские и арабские историки того времени). Тогда монгольские войска избрали путь в обход Дербента. Они перевалили через Кавказские горы по неприступным местам, заваливая пропасти деревьями и камнями, имуществом своим, лошадьми и военным снаряжением…». Очевидно, они могли пройти только через известную в прошлом Лекетскую дорогу и вышли из Дагестана через Аварию.
На Северном Кавказе монголы разбили алан и кипчаков, 31 мая 1223 г. у реки Калка разбили объединенное войско русских князей и кипчаков. Только одних киевлян погибло 6 князей и 10 тыс.воинов. Вот с какой чудовищной военной силой пришлось иметь дело народам и странам, пытавшимся оказать сопротивление монгольской экспансии в Азии и Европе; противостоять такой армии – подвижной, высокодисциплинированной, оснащенной самыми высокими достижениями военных технологий времени за счет Китая и других покоренных стран (даже зажигательными снарядами для забрасывания осажденных городов и примитивными пушками, не говоря о стенобитных орудиях и пр.).
Первый поход монгольских войск на Кавказ имел разведывательный характер, поэтому они не стали штурмовать и брать Дербент, он был им не нужен, им нужно было через Северный Кавказ возвратиться в Среднюю Азию, куда они и возвратились в 1223 г. через Поволжье.
К планомерному завоеванию Руси и Северного Кавказа монголы приступили в конце
20-х годов, но успехов особых вначале не имели. Наступление на Восточную Европу и Кавказ силами «улуса Джучи», где правил внук Чингисхана Бату (хан Батый), стало выдыхаться; поэтому в 1235 г. каган Угедей (Чингисхан умер в 1227 г.) на курултае провозгласил общемонгольский поход на запад, который был завещан Чингисханом. В помощь Батухану были посланы еще 14 ханов – потомков Чингисхана – с войсками. К концу 1236 г. общемонгольское войско (в состав которого, по некоторым данным, входили 4 тыс. монголов, 30 тыс.татар, 200 тыс.
тюрков) сосредоточилось в прикаспийских степях. Численность только одной конницы достигла 150 тысяч воинов, нашествие на Русь и Северный Кавказ началось. В 1236-1239 годах монголы разорили Поволжье, княжества Восточной Руси, Северный Кавказ, в 1240 г. овладели столицей Древней Руси — Киевом. Весной 1241 г. завоеватели продолжили поход на запад и ушли за пределы русских земель, вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, дошли до берегов Адриатического моря. Но тут хан Батый неожиданно прекращает поход в Европу и возвращается в причерноморские степи. Завет Чингисхана «дойти до моря франков» (Атлантического океана) так и остался неосуществленным. Батый не осмелился продолжить завоевания на западе, оставив в тылу непокорную Русь. Поэтому Европа была спасена от монгольских нашествий раз и навсегда.
После возвращения из Европы общемонгольского войска основная его часть вернулась на родину в Зауралье, Сибирь, Монголию и Северный Китай — в распоряжение кагана Угедея и его сына Гуюка (двоюродного брата Батыя, который находился в его подчинении во время последнего похода и с которым у Батыя не сложились отношения, ставшие впоследствии враждебными). В распоряжении Батыя мало что осталось из того войска, что завоевывало Русь и Восточную Европу.
А между тем противостояние Батыя с центральной властью в Монголии продолжало обостряться, в скором времени он объявит о независимости его улуса (военно-административной области со столицей в Сарае на Волге) от центральной власти в Каракоруме. В сложившихся условиях Батый стал искать поддержку в среде представителей завоеванных стран и народов, и прежде всего – среди правителей княжеств, на которые распалась к тому времени Киевская Русь, и одновременно в Северо-Кавказском регионе, проблемы которого он неплохо знал. Обратим внимание, когда Батый возглавил «общемонгольское» войско в 1236 году, он подчинил Империи, прежде всего, Северо-Кавказский регион. Конкретный пример – захват и уничтожение «великого города Магас (Мегас)» в 1239 г., который, кстати, брал вышеупомянутый Гуюк, двоюродный брат Батыя.
По данным монгольских источников, «приводится донесение верховному хану Угедею, посланное от Батыя после произведенных им завоеваний Восточной Европы: «Силою Вечного Неба и величием государя и дяди мы разрушили город Магас и подчинили твоей праведной власти одиннадцать стран и народов». Как видим, захват Магаса – крупнейшего города на пространстве к северу от Кавказа (по некоторым данным, несколько десятков тысяч жителей, был расположен предположительно в регионе нынешнего Алхан-Калы в Чечени), по мнению Батыя, было одним из самых значительных его достижений в Восточной Европе.
Почему заостряем внимание на этом факте? Потому что именно тогда, в 1239 г., от осаждавших Магас войск Батыя был послан крупный отряд войск для захвата шамхальства Казикумухского и Аварии Дагестанской. Командование этим войском было поручено Батыем одному из своих полководцев — Букдаю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам