РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

Еще одним элементом мистического Пути, вызывающим споры и суждения, является рабита, что означает «связь сердец учителя и ученика». Такая связь чаще всего инициируется учеником, который представляет себе образ шейха, с кем он виртуально общается.
Во многих общинах различных тарикатов рабита применяется наряду с сухбатом, означающим личное общение устаза и мурида. Такое общение, конечно, играет большую роль в воспитании салика и способствует контролированию его мистического состояния со стороны шейха. Сухбат есть духовный контакт между двумя живыми людьми, в отличие от рабиты, при которой мурид может «духовно контактировать» с давно умершим шейхом.
В одном из ответвлений Накшбандийя предписывается делать рабиту следующим образом. Сначала полагается читать наизусть определенное количество раз конкретные сакральные формулы и несколько коротких сур Корана, которые посвящаются духам пророка Мухаммеда, членов его семьи и сподвижников, а также покойных шейхов накшбандийского тариката.
Затем мурид должен интенсивно думать о неизбежной смерти, о распросах в загробном мире, о Судном дне, об аде и рае. После этого он с мольбой обращается к духу шейха Махмуда Афанди, жившего в ХIХ веке, и просит его быть заступником перед Аллахом. После этого мурид представляет себе образ Махмуда Афанди вместе с образами Пророка и шейха Халида Багдади, который числится тридцатым в силсиле Накшбандийя. Причем в центре этих фигур в представлении мурида должен находиться Махмуд Афанди, по правую сторону от него Пророк Мухаммед, а по левую – Халид Багдади. За этой тройкой воображается виртуальное присутствие всех устазов тариката Накшбандийя.
Именно такое видение образов предписывается в письменном наставлении одного из формирований Накшбандийя, функционирующих в настоящее время в Дагестане.
Как видно из этого наставления, центральной фигурой при рабите является Махмуд Афанди, а Пророк только находится рядом с ним, и к нему мурид непосредственно не обращается, что вызывает недоумение многих суфиев. Не понятно также, почему среди этой тройки святых духов находится дух именно Халида Багдади, который в наставлении назван Халид-Шахом, который в тарикате не играл особо значимой роли, в отличие от тех же Хамадани, Гиджувани, Накшбанда, Аттара, Ахрара и других. По таким и многим другим причинам рабита, как обязательный элемент духовного развития на мистическом пути, воспринимается далеко не всеми шейхами и муридами.
Некоторые из наставников предлагают муридам делать рабиту с представлением своего собственного образа, другие ограничиваются сухбатом, а при рабите советуют представить образ какого-нибудь давно умершего известного шейха, а третьи вообще отрицательно относятся к рабите как к таковой, видя в ней чрезмерное раздувание роли наставника в мистическом воспитании послушника.
Процитированный выше исследователь суфизма Юрген Пауль после изучения многочисленных трудов пришел к выводу о том, что рабита вообще не упоминается в трактатах, относящихся ко времени Баха эд-Дина и до него. По его мнению, сухбат рабитой дополнил третий после Накшбанда наставник Убайдуллах Ахрар (умер в 1490 году). Таким образом, рабита является «хорошим нововведением» (бида хасанан) позднего периода Накшбандийя, с чем, однако, далеко не все адепты тариката выражают свое согласие и одобрение.
В теории и практике Накшбандийя, особенно в ее центральноазиатском варианте, называемом еще хваджаган, кроме названных выше, был еще один вопрос, вызывавший в прошлом разногласия, но потерявший в настоящее время свою актуальность.
Это вопрос о суфийской обители – ханаке. После многочисленных споров и дискуссий верх взяла линия, согласно которой создание и функционирование ханаки не запрещается, но и постоянное проживание в ней суфиев не поощряется, хотя и не считается предосудительным.
При жизни Накшбанда большинство его муридов жили в Бухаре или в ее окрестнотях, а приезжие преимущественно останавливались в караван-сараях или частных домах. Позже стали возникать постоянно действующие обители, в которых одни проживали подолгу, а другие лишь останавливались на время, необходимое для общения с шейхом.
В качестве образца суфийской обители можно назвать комплекс, построенный одним из крупных функционеров Накшбандийя Парсом. Он состоял из зданий библиотеки, мечети, гостиницы и учебного корпуса.
Ханаки играли огромную роль в поддержании связи между суфиями, а процесс их обучения и воспитания приобретал регулярный характер, что было бы невозможно без обителей при большом количестве странствующих мистиков, преодолевавших сотни и даже тысячи километров «в поисках Истины».
В связи с распространением суфизма по всему мусульманскому миру и возникновением множества как сходных, так и различных мистических школ и формирований, актуализировался вопрос о возможности перехода мурида от одного наставника к другому или даже от одного тариката к иному.
В недрах Накшбандийя этот вопрос также обсуждался годами и десятилетиями, одни выступали за «жесткую привязанность» ученика к конкретному наставнику, а переход суфия к другому тарикату рассматривался чуть ли не как идейное предательство. С течением времени данный вопрос также утрясся и разрешился на демократических принципах.
В Накшбандийя переход мурида от одного устаза к другому не запрещается, хотя и не поощряется, только настоятельно не рекомендуется одновременно выполнять наставления двух и более учителей, ибо это может привести к раздвоению личности и даже к психическим расстройствам. Аналогичное отношение сложилось к переходу суфия от одного к другому тарикату, хотя здесь есть своя особенность. Она заключается в том, что некоторые шейхи одновременно представляют несколько тарикатов и могут дать муридам вирды по их выбору. Поскольку у одних тарикатов требования полегче, чем у других, устаз может вначале рекомендовать, скажем, выполнять вирд тариката Шазилийя, а по прошествии определенного времени в зависимости от степени продвинутости мурида поручить ему уже вирд Накшбандийя. Так, например, поступает действующий ныне в Дагестане шейх Саид Афанди аль-Чиркави, у которого десятки тысяч муридов обоих тарикатов.
Таково вкратце концептуальное описание теории и практики одного из самых популярных среди верующих мусульман тариката Накшбандийя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам