РАЗНЫМИ ПУТЯМИ К СВЕТУ ВЕЧНОСТИ

Еще одним элементом мистического Пути, вызывающим споры и суждения, является рабита, что означает «связь сердец учителя и ученика». Такая связь чаще всего инициируется учеником, который представляет себе образ шейха, с кем он виртуально общается.
Во многих общинах различных тарикатов рабита применяется наряду с сухбатом, означающим личное общение устаза и мурида. Такое общение, конечно, играет большую роль в воспитании салика и способствует контролированию его мистического состояния со стороны шейха. Сухбат есть духовный контакт между двумя живыми людьми, в отличие от рабиты, при которой мурид может «духовно контактировать» с давно умершим шейхом.
В одном из ответвлений Накшбандийя предписывается делать рабиту следующим образом. Сначала полагается читать наизусть определенное количество раз конкретные сакральные формулы и несколько коротких сур Корана, которые посвящаются духам пророка Мухаммеда, членов его семьи и сподвижников, а также покойных шейхов накшбандийского тариката.
Затем мурид должен интенсивно думать о неизбежной смерти, о распросах в загробном мире, о Судном дне, об аде и рае. После этого он с мольбой обращается к духу шейха Махмуда Афанди, жившего в ХIХ веке, и просит его быть заступником перед Аллахом. После этого мурид представляет себе образ Махмуда Афанди вместе с образами Пророка и шейха Халида Багдади, который числится тридцатым в силсиле Накшбандийя. Причем в центре этих фигур в представлении мурида должен находиться Махмуд Афанди, по правую сторону от него Пророк Мухаммед, а по левую – Халид Багдади. За этой тройкой воображается виртуальное присутствие всех устазов тариката Накшбандийя.
Именно такое видение образов предписывается в письменном наставлении одного из формирований Накшбандийя, функционирующих в настоящее время в Дагестане.
Как видно из этого наставления, центральной фигурой при рабите является Махмуд Афанди, а Пророк только находится рядом с ним, и к нему мурид непосредственно не обращается, что вызывает недоумение многих суфиев. Не понятно также, почему среди этой тройки святых духов находится дух именно Халида Багдади, который в наставлении назван Халид-Шахом, который в тарикате не играл особо значимой роли, в отличие от тех же Хамадани, Гиджувани, Накшбанда, Аттара, Ахрара и других. По таким и многим другим причинам рабита, как обязательный элемент духовного развития на мистическом пути, воспринимается далеко не всеми шейхами и муридами.
Некоторые из наставников предлагают муридам делать рабиту с представлением своего собственного образа, другие ограничиваются сухбатом, а при рабите советуют представить образ какого-нибудь давно умершего известного шейха, а третьи вообще отрицательно относятся к рабите как к таковой, видя в ней чрезмерное раздувание роли наставника в мистическом воспитании послушника.
Процитированный выше исследователь суфизма Юрген Пауль после изучения многочисленных трудов пришел к выводу о том, что рабита вообще не упоминается в трактатах, относящихся ко времени Баха эд-Дина и до него. По его мнению, сухбат рабитой дополнил третий после Накшбанда наставник Убайдуллах Ахрар (умер в 1490 году). Таким образом, рабита является «хорошим нововведением» (бида хасанан) позднего периода Накшбандийя, с чем, однако, далеко не все адепты тариката выражают свое согласие и одобрение.
В теории и практике Накшбандийя, особенно в ее центральноазиатском варианте, называемом еще хваджаган, кроме названных выше, был еще один вопрос, вызывавший в прошлом разногласия, но потерявший в настоящее время свою актуальность.
Это вопрос о суфийской обители – ханаке. После многочисленных споров и дискуссий верх взяла линия, согласно которой создание и функционирование ханаки не запрещается, но и постоянное проживание в ней суфиев не поощряется, хотя и не считается предосудительным.
При жизни Накшбанда большинство его муридов жили в Бухаре или в ее окрестнотях, а приезжие преимущественно останавливались в караван-сараях или частных домах. Позже стали возникать постоянно действующие обители, в которых одни проживали подолгу, а другие лишь останавливались на время, необходимое для общения с шейхом.
В качестве образца суфийской обители можно назвать комплекс, построенный одним из крупных функционеров Накшбандийя Парсом. Он состоял из зданий библиотеки, мечети, гостиницы и учебного корпуса.
Ханаки играли огромную роль в поддержании связи между суфиями, а процесс их обучения и воспитания приобретал регулярный характер, что было бы невозможно без обителей при большом количестве странствующих мистиков, преодолевавших сотни и даже тысячи километров «в поисках Истины».
В связи с распространением суфизма по всему мусульманскому миру и возникновением множества как сходных, так и различных мистических школ и формирований, актуализировался вопрос о возможности перехода мурида от одного наставника к другому или даже от одного тариката к иному.
В недрах Накшбандийя этот вопрос также обсуждался годами и десятилетиями, одни выступали за «жесткую привязанность» ученика к конкретному наставнику, а переход суфия к другому тарикату рассматривался чуть ли не как идейное предательство. С течением времени данный вопрос также утрясся и разрешился на демократических принципах.
В Накшбандийя переход мурида от одного устаза к другому не запрещается, хотя и не поощряется, только настоятельно не рекомендуется одновременно выполнять наставления двух и более учителей, ибо это может привести к раздвоению личности и даже к психическим расстройствам. Аналогичное отношение сложилось к переходу суфия от одного к другому тарикату, хотя здесь есть своя особенность. Она заключается в том, что некоторые шейхи одновременно представляют несколько тарикатов и могут дать муридам вирды по их выбору. Поскольку у одних тарикатов требования полегче, чем у других, устаз может вначале рекомендовать, скажем, выполнять вирд тариката Шазилийя, а по прошествии определенного времени в зависимости от степени продвинутости мурида поручить ему уже вирд Накшбандийя. Так, например, поступает действующий ныне в Дагестане шейх Саид Афанди аль-Чиркави, у которого десятки тысяч муридов обоих тарикатов.
Таково вкратце концептуальное описание теории и практики одного из самых популярных среди верующих мусульман тариката Накшбандийя.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...
spot_imgspot_img

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...

Сергей Меликов потребовал повысить культуру вождения на дорогах республики

Выступая на конференции по развитию  общественного транспорта глава региона Сергей Меликов призвал повысить  культуру вождения на дорогах республики. «У нас...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам