В
школу я вошел в далеком 1955 году после окончания десятилетки учителем начальных
классов. Думал, что ненадолго, но оказалось, наоборот. Школа стала моей судьбой.
После того как проработал учителем 24 года, меня направили на укрепление отстающего
колхоза. Но и по сей день душой я остаюсь в школе.
В начале
каждого учебного года меня охватывает грусть, завидую тем, кто идет в школу.
Сравниваю себя с перелетной птицей со сломанным крылом, которая не в состоянии
улететь в дальние края вместе со стаей. Дорогие учителя, уважаемые родители, бывшие
мои ученики, я давно хотел сказать доброе слово о школе, и мне сейчас трудно
подобрать подходящие слова.
Мы все без исключения в долгу перед школой.
Она одухотворила нашу человеческую природу, наполнила каждого из нас светом и
знаниями, посеяла в нас духовное. Может, в ком-то и остались нераспознанными
природные дары, кому-то не достался необходимый объем знаний и наставлений, в
ком-то, может быть, живут неприятные воспоминания. Если кто-то сможет, то пусть
исправит упущенное. Проявим великодушие и не будем таить в себе злобу в отношении
школы.
Школа — дарительница света и знаний, хранительница культуры и
языка. Школа — это очаг духовности и нравственности, мастерская человечности,
сеятель доброго. Образование – строительный ресурс развития общества. Можно
вообразить так: мама — образ родной школы, отец — все общество, народ, ученики —
это мы с вами.
Профессия учителя самая древняя на Земле.
Во все
времена учитель нес самую благородную миссию — сеял разумное, доброе, вечное, своим
талантом и мастерством зажигая сердца учеников. На сегодняшний день образование
болеет той же болезнью, что и общество в целом, где аттестаты о среднем образовании
и дипломы о высшем образовании покупают как товар. Получая образование за взятки,
молодые люди получают фиктивные знания. Учитель не защищен социально, материальное
благосостояние его не обеспечено. Не может не волновать моральная и материальная
сторона жизни учителя, который на сегодня оказался чуть ли не за чертой бедности.
Слов нет, зарплата учителя невелика. Да и вообще учителя всегда получали немного.
Мудрец сказал: «Срам стране, где учитель пребывает в бедности и нищете. Стыд тем,
кто знает, что детей учит бедствующий человек»…
Сказано сурово, но это
чистая правда нашей жизни. Слова, сказанные Омаром Хайямом в XI веке, нисколько не
потеряли своего звучания и в XXI веке:
«Пока на школу не назначена цена,
Просить у власти хлеб она должна.
Наверно, школа плохо власть
учила,
Раз милостыней жить обречена».
Трудно найти меру, которой
можно было бы измерить коэффициент полезного действия каждого урока учителя.
Нас сегодня волнуют проблемы воспитания подрастающего поколения, проблемы
нравственности. В процессе перестройки общества молодежь оказалась в духовном
вакууме. Она не знает, как жить. Она не знает, куда идти. Она не знает, как идти.
Страшным бичом в среде подростков стали наркомания, пьянство, преклонение перед
бездуховной западной культурой. К сожалению, современное состояние воспитания
характеризуется отсутствием вразумительного содержания и характерным креном в
сторону произвола и «самовыражения» личности, не имеющей достаточного нравственного
идеала.
Потерян стержень общей нравственности и морали