ТАНЕЦ ДУШИ. ТАРИКАТ КАДИРИЙЯ

Одним из наиболее популярных среди мусульман

тарикатов является Кадирийя, получивший название от имени идейного вдохновителя

братства Абд эль-Кадира (Абдулкадира) ал-Джилани (Гилани), родившегося в 1077 году

в арабской семье, проживавшего в персидской области Гилан (Джилан), расположенной

на юге от Каспийского моря. Гилани умер в Багдаде в 1166 году, где поныне находится

его мавзолей, посещаемый паломниками со всех концов света.

Абд

эль-Кадир происходит по материнской линии от Хусейна, а по отцовской – от Хасана,

являющихся внуками пророка Мухаммеда. Поэтому Абдулкадир иногда именуется –

Хасан-Хусейни.
Его отцом был Али Салих по прозвищу Джани Дост, что в

переводе с персидского означает «Воинственный друг». Эта подробность биографии

шейха свидетельствует о том, что его семья достаточно долго проживала в Персии.

До достижения 18 лет Гилани учился у разных наставников на родине, а затем за

знаниями отправился в Багдад. Здесь он стал учеником Абу Саида Мубаррака

Мухаррами, который руководил медресе мазхаба Абу Ханбала. После окончания этой

школы он возглавил ее и начал активную деятельность. Чтобы послушать лекции и

публичные выступления Абд эль-Кадира, в медресе собиралось так много людей, что

учебное заведение пришлось значительно расширить.
В 1134 году был

построен новый комплекс учебно-просветительского центра Абдулкадира Гилани, откуда

его учение распространилось сначала по Ираку, а затем – по всему мусульманскому

миру. Ал-Джилани достиг высочайшего уровня в явных и тайных науках, получил

множество званий и титулов на разных языках. Среди них – Пири Пиран (по-персидски:

Святейший среди Святых), Маххуби Субхани (по-арабски: любимец Господа) и другие.

Не сохранились письменные свидетельства о том, что Абдулкадир был

суфийским наставником или же принадлежал к конкретному ордену. Однако известно, что

он не носил суфийских одеяний и не имел каких-либо внешних атрибутов, которые бы

свидетельствовали о его относимости к той или иной ветви суфизма. Официально он

также не возглавлял какую-либо ханаку или завийю и не являлся основателем

самостоятельного тарикатского направления. Однако его имя носит один из самых

популярных суфийских орденов Кадирийя, имеющий многочисленных приверженцев в

различных странах.
Этот тарикат имеет все признаки, свойственные

суфийским формированиям, а также силсилу, исходящую от Пророка, и Али Аби Талиба,

Абу Бакра. Линии этой силсилы спустя столетия сошлись на Абдулкадире Гилани,

который, будучи Святым учителем, дал дальнейшее направление развитию теории и

практики своей школы.
В Кадирийя одновременно практикуются тихий и

громкий зикры, а также их музыкальное сопровождение.
Тарикат Кадирийя как

самостоятельный Путь к Истине сформировался уже после смерти шейха во многом

благодаря его сыновьям Абд ар-Раззаку и Абд эль-Азизу, которые с рвением,

искренностью и скромностью популяризировали учение своего отца.
Апологеты

этого тариката принципиально отмежевываются от политики и государственной службы,

хотя случаются и исключения.
Например, в XIX веке в борьбе народа Алжира

против французких колонизаторов, которую в течение 20 лет возглавлял Абд эль-Кадир

Алжирский, заметную роль играли кадириты, нашедшие в данном случае достаточно

теоретических оснований для участия в военно-политических действиях на стороне

воюющих мусульман.
Кадириты (не путать с кадаритами) усиленно

пропагандируют набожность, милосердие к ближним, смирение, кротость духа и

преданность шейху.
Руководство братствами, как правило, передается по

наследству, хотя бывают и исключения.
В ритуальной практике большое

значение придается зикру (поминанию Бога), который заключается в многократном

произношении определенных сакральных формул. При этом суфий тихо, «сердцем»,

поминает Аллаха, а коллективный зикр произносится громко, иногда под аккомпанемент

бубнов, малых барабанов, тамбуринов, скрипки, флейты.
Музыкальные ритмы,

тело-
движения и регулируемое дыхание вместе с чередуемыми молитвенными

речитативами способствуют вхождению в экстатическое состояние и стиранию мирских

переживаний.
Члены братства традиционно носят маленькие войлочные

шапочки с эмблемой Кадирийя – зеленая роза с тремя рядами лепестков. В первом ряду

пять лепестков, что означает пять столпов ислама, во втором – 6 (шесть основ веры),

в третьем – 7 (семь слов в сакральной формуле зикра – шахида).

Традиционными атрибутами кадиритов являются также четки из 99 бусинок, что

символизирует 99 явных имен Аллаха, посох – помощник путника, широкий пояс –

признак аскетизма.
Последователей Кадирийя можно встретить практически во

всех мусульманских странах.
Один из поздних наставников этого тариката

Кунта-Хаджи, живший в XIX веке в Чечне, противостоял по ритуальным и

идеологическим вопросам даже имаму Шамилю, являвшемуся шейхом накшбандийского

тариката.
Кунта-Хаджи выступал с пацифистских позиций против войны на

Кавказе, при этом критиковал как Шамиля, так и царскую администрацию, в результате

чего оказался в немилости у обеих противоборствующих сил. В конце концов он был

вынужден покинуть Чечню и вернулся на родину уже после окончания Кавказской войны.

Ранее мы говорили об ижазе (свидетельстве, благословении) как о

необходимом для продолжения силсилы условии, но его содержание оставалось не

конкретизированным. Ниже приводятся извлечения из текста такого свидетельства,

которое в 1815 году было выдано устазом кадирийского тариката Хаджи Ахмедом

Сузийским, Абдул-Рахману эль-Арифу.
В этом интереснейшем и довольно

обширном документе в сконцентрированном виде содержатся основные положения учения,

а также силсила данного тариката. Поэтому он стоит того, чтобы подробно

процитировать, что мы и делаем, предварительно извинившись перед читателем за

объем приводимых выдержек. Перевод документа сделан статским советником П.

Наумовым и хранится вместе с подлинником в Российском государственном

военно-историческом архиве (РГВИА).

«Свидетельство

шейха суфиев кадирийского братства, выданное на имя Аб дуль-Рахмана

эль-Арифа, сына Омара Калисийского.
…Касательно сего почетного

свидетельства на степень доктора богословия и на звание шейха и наставника суфиев

секты Кадирийской, я слуга бедный, грешный, нуждающийся в милосердии всемогущего

Господа моего, должен сказать, что я сам получил таковое свидетельство и право

преподавания: 1-е от деда моего с материнской стороны превосходного совершенного,

святого Сеида, шейха Алия, 2-е от святой особы, которая явилась мне во время

утренней молитвы в минуту размышления, которая приказала мне принять место имама и

начальника суфиев секты Кадирийской, предаться молитве, богомыслию, размышлению и

воздержанию и предоставила мне право выдавать свидетельство всякому, кто учился и

приобрел нужные познания в высоком учении суфизма, изучив все семь имен, известных

суфиям, в порядке, назначенном и по условиям, известным между шейхами и

законоучителями. Этой святой особой был великий шейх шейхов Абу Салех, Абдуль-Кадир

Джилянский, Ханбалийский, Багдадский и Гилянский, величайший и знаменитейший из

святых, сила набожных, источник учености, поэзии и веры…
Собрат наш, шейх

Абдуль-Рахман Эль-Ариф, сын Омара Калисийского просил у меня, бедного раба Бога

Всевышнего, свидетельство на степень и звание шейха суфиев секты Ахмедийской и

секты Кадирийской.
…Я принял его просьбу, отвечал ему и выдал ему сие

свидетельство на степень шейха и наставника суфиев секты Кадирийской с

представлением ему выдавать со своей стороны таковые же свидетельства и

права…Таковое право я даю ему (Абдуль-Рахману Эль-Арифу) вследствие наставления и

прав, которые я получил: во-первых, от Абдуль-Кадира Гилянского, а во-вторых, от

деда моего Сеида, шейха Алия…
От имени моего и великого деда моего я выдал

сие свидетельство моему брату и сыну в Боге шейху Абдуль-Рахману Эль-Арифу, сыну

Омара Калийского, потому что я видел в нем сильное и искреннее желание предать себя

богослужению. Я позволил ему занять место учителя и наставника суфиев Ахмедийской

секты, и сверх того я назначил его своим послушником и наместником в Кадирийской

секте.
…Суфий должен избегать всякой ссоры, скрывать таинственный смысл

выражений, ибо сия наука (суфизм) не может быть приобретена посредством разговора и

прения, но только посредством долгого размышления».
В документе приводятся

подробные данные о силсиле Кадирийя. Автор пишет, что пророк Мухаммед получил

тайные знания и право наставления от архангела Джабраила (Гавриила), а тот от

архангела Исрафила (Мафусаила), которому сие снизошло от самого Всевышнего. Далее

он называет имена «звеньев цепи», начиная от праведных халифов Абу Бакра и Али Аби

Талиба, которые через вереницу своих последователей передали ижазу Абдулкадиру

Гилани, а у него наследовали его сыновья.
Надо отметить, что в Кадирийском

тарикате часто практикуется наследование наставнических титулов, хотя бывают и

исключения.
Хаджи Ахмед Сузийский в этом документе прояснил очень важный

вопрос о возможности безличной духовной передачи ижазы: «От него (Абдулкадира

Гилани – М.И.) сия наука перешла ко мне силою вдохновения, когда в ясном видении,

которое я имел в минуту размышления, я слышал красноречивый и благосклонный голос

сего великого святого, хотя я сего не был достоин, но единственно по милости Бога,

Царя Всещедрого».

Предыдущая статьяЮНИСЕФ В ДАГЕСТАНЕ
Следующая статьяИСИНБАЕВА УЛУЧШИЛА РЕКОРД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Салман Дадаев поздравил экс-главу Дагестана Владимира Васильева

Мэр Махачкалы Салман Дадаев поздравил бывшего главу Дагестана, ныне – руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Владимира Васильева...

Глава города поручил оказать материальную помощь мужчине, пострадавшему от падения дерева

Мужчине, пострадавшему от падения дерева в Махачкале весной прошлого года, по поручению главы города Салмана Дадаева будет оказана материальная...

Проблемные вопросы по электроснабжению

В Махачкалинском городском Собрании состоялась встреча руководства Собрания с 1-м заместителем – главным инженером Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ»...

Завершается благоустройство двора по улице Учительской

В Махачкале завершается благоустройство дворовой территории по улице Учительской, 11 «а». О проделанной работе рассказал начальник городского Управления ЖКХ Шамиль...

В Махачкале демонтируют незаконно возведенные строения

Мероприятия по демонтажу незаконно возведенных строений проводятся в Махачкале, между микрорайоном ДОСААФ и поселком Семендер, сообщает пресс-служба администрации города. Согласно...

154 дома в Махачкале подготовлены для введения в гражданский оборот

154 многоквартирных дома в Махачкале подготовлены для введения в гражданский оборот. Об этом на заседании под руководством Главы Дагестана...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам