ТАНЕЦ ДУШИ. ТАРИКАТ КАДИРИЙЯ

Одним из наиболее популярных среди мусульман

тарикатов является Кадирийя, получивший название от имени идейного вдохновителя

братства Абд эль-Кадира (Абдулкадира) ал-Джилани (Гилани), родившегося в 1077 году

в арабской семье, проживавшего в персидской области Гилан (Джилан), расположенной

на юге от Каспийского моря. Гилани умер в Багдаде в 1166 году, где поныне находится

его мавзолей, посещаемый паломниками со всех концов света.

Абд

эль-Кадир происходит по материнской линии от Хусейна, а по отцовской – от Хасана,

являющихся внуками пророка Мухаммеда. Поэтому Абдулкадир иногда именуется –

Хасан-Хусейни.
Его отцом был Али Салих по прозвищу Джани Дост, что в

переводе с персидского означает «Воинственный друг». Эта подробность биографии

шейха свидетельствует о том, что его семья достаточно долго проживала в Персии.

До достижения 18 лет Гилани учился у разных наставников на родине, а затем за

знаниями отправился в Багдад. Здесь он стал учеником Абу Саида Мубаррака

Мухаррами, который руководил медресе мазхаба Абу Ханбала. После окончания этой

школы он возглавил ее и начал активную деятельность. Чтобы послушать лекции и

публичные выступления Абд эль-Кадира, в медресе собиралось так много людей, что

учебное заведение пришлось значительно расширить.
В 1134 году был

построен новый комплекс учебно-просветительского центра Абдулкадира Гилани, откуда

его учение распространилось сначала по Ираку, а затем – по всему мусульманскому

миру. Ал-Джилани достиг высочайшего уровня в явных и тайных науках, получил

множество званий и титулов на разных языках. Среди них – Пири Пиран (по-персидски:

Святейший среди Святых), Маххуби Субхани (по-арабски: любимец Господа) и другие.

Не сохранились письменные свидетельства о том, что Абдулкадир был

суфийским наставником или же принадлежал к конкретному ордену. Однако известно, что

он не носил суфийских одеяний и не имел каких-либо внешних атрибутов, которые бы

свидетельствовали о его относимости к той или иной ветви суфизма. Официально он

также не возглавлял какую-либо ханаку или завийю и не являлся основателем

самостоятельного тарикатского направления. Однако его имя носит один из самых

популярных суфийских орденов Кадирийя, имеющий многочисленных приверженцев в

различных странах.
Этот тарикат имеет все признаки, свойственные

суфийским формированиям, а также силсилу, исходящую от Пророка, и Али Аби Талиба,

Абу Бакра. Линии этой силсилы спустя столетия сошлись на Абдулкадире Гилани,

который, будучи Святым учителем, дал дальнейшее направление развитию теории и

практики своей школы.
В Кадирийя одновременно практикуются тихий и

громкий зикры, а также их музыкальное сопровождение.
Тарикат Кадирийя как

самостоятельный Путь к Истине сформировался уже после смерти шейха во многом

благодаря его сыновьям Абд ар-Раззаку и Абд эль-Азизу, которые с рвением,

искренностью и скромностью популяризировали учение своего отца.
Апологеты

этого тариката принципиально отмежевываются от политики и государственной службы,

хотя случаются и исключения.
Например, в XIX веке в борьбе народа Алжира

против французких колонизаторов, которую в течение 20 лет возглавлял Абд эль-Кадир

Алжирский, заметную роль играли кадириты, нашедшие в данном случае достаточно

теоретических оснований для участия в военно-политических действиях на стороне

воюющих мусульман.
Кадириты (не путать с кадаритами) усиленно

пропагандируют набожность, милосердие к ближним, смирение, кротость духа и

преданность шейху.
Руководство братствами, как правило, передается по

наследству, хотя бывают и исключения.
В ритуальной практике большое

значение придается зикру (поминанию Бога), который заключается в многократном

произношении определенных сакральных формул. При этом суфий тихо, «сердцем»,

поминает Аллаха, а коллективный зикр произносится громко, иногда под аккомпанемент

бубнов, малых барабанов, тамбуринов, скрипки, флейты.
Музыкальные ритмы,

тело-
движения и регулируемое дыхание вместе с чередуемыми молитвенными

речитативами способствуют вхождению в экстатическое состояние и стиранию мирских

переживаний.
Члены братства традиционно носят маленькие войлочные

шапочки с эмблемой Кадирийя – зеленая роза с тремя рядами лепестков. В первом ряду

пять лепестков, что означает пять столпов ислама, во втором – 6 (шесть основ веры),

в третьем — 7 (семь слов в сакральной формуле зикра – шахида).

Традиционными атрибутами кадиритов являются также четки из 99 бусинок, что

символизирует 99 явных имен Аллаха, посох – помощник путника, широкий пояс –

признак аскетизма.
Последователей Кадирийя можно встретить практически во

всех мусульманских странах.
Один из поздних наставников этого тариката

Кунта-Хаджи, живший в XIX веке в Чечне, противостоял по ритуальным и

идеологическим вопросам даже имаму Шамилю, являвшемуся шейхом накшбандийского

тариката.
Кунта-Хаджи выступал с пацифистских позиций против войны на

Кавказе, при этом критиковал как Шамиля, так и царскую администрацию, в результате

чего оказался в немилости у обеих противоборствующих сил. В конце концов он был

вынужден покинуть Чечню и вернулся на родину уже после окончания Кавказской войны.

Ранее мы говорили об ижазе (свидетельстве, благословении) как о

необходимом для продолжения силсилы условии, но его содержание оставалось не

конкретизированным. Ниже приводятся извлечения из текста такого свидетельства,

которое в 1815 году было выдано устазом кадирийского тариката Хаджи Ахмедом

Сузийским, Абдул-Рахману эль-Арифу.
В этом интереснейшем и довольно

обширном документе в сконцентрированном виде содержатся основные положения учения,

а также силсила данного тариката. Поэтому он стоит того, чтобы подробно

процитировать, что мы и делаем, предварительно извинившись перед читателем за

объем приводимых выдержек. Перевод документа сделан статским советником П.

Наумовым и хранится вместе с подлинником в Российском государственном

военно-историческом архиве (РГВИА).

«Свидетельство

шейха суфиев кадирийского братства, выданное на имя Аб дуль-Рахмана

эль-Арифа, сына Омара Калисийского.
…Касательно сего почетного

свидетельства на степень доктора богословия и на звание шейха и наставника суфиев

секты Кадирийской, я слуга бедный, грешный, нуждающийся в милосердии всемогущего

Господа моего, должен сказать, что я сам получил таковое свидетельство и право

преподавания: 1-е от деда моего с материнской стороны превосходного совершенного,

святого Сеида, шейха Алия, 2-е от святой особы, которая явилась мне во время

утренней молитвы в минуту размышления, которая приказала мне принять место имама и

начальника суфиев секты Кадирийской, предаться молитве, богомыслию, размышлению и

воздержанию и предоставила мне право выдавать свидетельство всякому, кто учился и

приобрел нужные познания в высоком учении суфизма, изучив все семь имен, известных

суфиям, в порядке, назначенном и по условиям, известным между шейхами и

законоучителями. Этой святой особой был великий шейх шейхов Абу Салех, Абдуль-Кадир

Джилянский, Ханбалийский, Багдадский и Гилянский, величайший и знаменитейший из

святых, сила набожных, источник учености, поэзии и веры…
Собрат наш, шейх

Абдуль-Рахман Эль-Ариф, сын Омара Калисийского просил у меня, бедного раба Бога

Всевышнего, свидетельство на степень и звание шейха суфиев секты Ахмедийской и

секты Кадирийской.
…Я принял его просьбу, отвечал ему и выдал ему сие

свидетельство на степень шейха и наставника суфиев секты Кадирийской с

представлением ему выдавать со своей стороны таковые же свидетельства и

права…Таковое право я даю ему (Абдуль-Рахману Эль-Арифу) вследствие наставления и

прав, которые я получил: во-первых, от Абдуль-Кадира Гилянского, а во-вторых, от

деда моего Сеида, шейха Алия…
От имени моего и великого деда моего я выдал

сие свидетельство моему брату и сыну в Боге шейху Абдуль-Рахману Эль-Арифу, сыну

Омара Калийского, потому что я видел в нем сильное и искреннее желание предать себя

богослужению. Я позволил ему занять место учителя и наставника суфиев Ахмедийской

секты, и сверх того я назначил его своим послушником и наместником в Кадирийской

секте.
…Суфий должен избегать всякой ссоры, скрывать таинственный смысл

выражений, ибо сия наука (суфизм) не может быть приобретена посредством разговора и

прения, но только посредством долгого размышления».
В документе приводятся

подробные данные о силсиле Кадирийя. Автор пишет, что пророк Мухаммед получил

тайные знания и право наставления от архангела Джабраила (Гавриила), а тот от

архангела Исрафила (Мафусаила), которому сие снизошло от самого Всевышнего. Далее

он называет имена «звеньев цепи», начиная от праведных халифов Абу Бакра и Али Аби

Талиба, которые через вереницу своих последователей передали ижазу Абдулкадиру

Гилани, а у него наследовали его сыновья.
Надо отметить, что в Кадирийском

тарикате часто практикуется наследование наставнических титулов, хотя бывают и

исключения.
Хаджи Ахмед Сузийский в этом документе прояснил очень важный

вопрос о возможности безличной духовной передачи ижазы: «От него (Абдулкадира

Гилани – М.И.) сия наука перешла ко мне силою вдохновения, когда в ясном видении,

которое я имел в минуту размышления, я слышал красноречивый и благосклонный голос

сего великого святого, хотя я сего не был достоин, но единственно по милости Бога,

Царя Всещедрого».

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Сергей Меликов призвал дагестанцев и азербайджанцев не опускаться до бытового национализма

Глава РД Сергей Меликов обратился к дагестанцам и азербайджанцам с призывами не вестись на провокации. Напомнив о долгосрочных родственных узах,...

Дагестанец примирился с виновником смерти его 4-летней дочери

Отец 4-летней девочки, погибшей в Дагестане из-за обрушения стены частного дома после ДТП, заявил в суде о примирении с...

В столице Дагестана удалось выявить свыше 100 нарушений в сфере предпринимательства

С 27 мая по 2 июля межведомственной рабочей группой были организованы проверки объектов бизнеса в Махачкале. Выявление предприятий, действующих...

На 2 месяца арестован глава Карабудахкентского района

Подозреваемый в мошенничестве Махмуд Амиралиев, возглавляющий Карабудахкентский район, арестован судом на 2 месяца. Напомним, что согласно материалам УФСБ РФ по...
spot_imgspot_img

Махачкала в списке городов с высоким качеством жизни

По данным Финансового университета при  Правительстве РФ, столица Дагестана является одним из городов с высоким уровнем качества жизни. Махачкала...

В Дагестане полицейские выявили и пресекли четыре случая хранения и сбыта синтетических наркотиков

В Дагестане за последние сутки полицейские выявили и пресекли четыре случая хранения и сбыта синтетических наркотиков. В ходе операции...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам