Оргкомитет Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН на региональную научную конференцию «Гендерные отношения в культуре народов Северного Кавказа» пригласил ученых из всех соседних республик. Но напряженность предвыборных дней ограничила их участие в конференции только чеченскими коллегами.
Более двадцати докладов, представленных историками, философами, социологами, искусствоведами ИИАЭ, ИЯЛИ ДНЦ РАН, ДГУ, ДГПУ, ДГТУ и гостями из ЧР, оценили социальную роль женщины во временном и пространственном разрезе.
Импульс в обсуждении гендерных отношений на территории Северного Кавказа получен на рубеже двух тысячелетий. Хотя отношения полов были объектом исследования ученых испокон, и в советской социологии активно разрабатывалась эта тема, но в такой интерпретации она получила развитие в последние годы.
— Социальные отношения полов, в отличие от биологических, — напомнил трактовку понятия «гендер» ведущий конференции доктор исторических наук С.А.Лугуев, — социальный статус женщины можно выяснить, сравнив его со статусом мужчины.
В процессе изучения Х.А. Ибрагимовым отношений между жителями Махачкалы проводились опросы среди родителей детей, посещающих дошкольные учреждения. Ответы на простые вопросы обнаружили тенденцию усиления гендерного неравенства.
— Гендерное неравенство всегда существовало в теологии, — рассмотрел религиозно-светский аспект этой проблемы зав- отделом социологии ИИАЭ ДНЦ РАН З.М.Абдулагатов. — По отношению к мусульманской вере женское гендерное пространство совпадает с мужским. Но оно достаточно ассиметрично по тому, что позволяет Коран каждому из них…
Участники форума представили материалы о месте женщины, в обществе, производстве, быту, культуре северокавказских народов.
— Мужское начало наиболее общественно значимо, — сделал вывод молодой ученый из Чеченского госуниверситета Н.У. Ярычев. — Основная функция женщины – репродуктивная, отсюда и кавказская мудрость: «Стихия женщины – дом».
Мудрость мудростью, но его коллега по ЧГУ С.А. Натаев привел столько фактов особого положения женщины в чеченском обществе, что убедил: у соседей по Кавказу женщина пользуется большей свободой. Даже все языческие божества у чеченцев женского рода и называются «нанами» («нана» — мать).
Но в Дагестане есть районы, жительницы которых в своей независимости могут поспорить с кем угодно. В выступлении кандидата исторических наук М.-З.Ю.Курбанова предстала смелая до дерзости, равноправная в общественной жизни джамаата женщина Кубачинско — даргинского нагорья.
— Большая самостоятельность горских женщин определена независимостью. Поле деятельности у них шире, чем у тюркских женщин, — признала старший научный сотрудник ИИАЭ ДНЦ РАН М.Б. Гимбатова.
Зато, в отличие от представительниц других тюркоязычных народов, при отсутствии в семье мужчин ногайке позволялось ездить верхом и управлять волами. Но босиком ступать по пашне не разрешается женщине ни в одной дагестанской культуре.
Как разделяются роли мужчины и женщины в хозяйственном быту народов Дагестана, прекрасно знает ученый секретарь ИИАЭ ДНЦ РАН Р.И.Сефербеков:
— Перераспределение гендерных ролей происходило в годы войны. Женщины брали на себя мужские обязанности. Мужские роли оставались без изменения.
Лишь в последние годы спокойно воспринимается отец, гуляющий с младенцем, или муж с пылесосом.
— Все будет переоцениваться, — убедил ученую публику профессор истории М.А.Агларов.
— Самоорганизм общества продуман, и сейчас он на грани переоформления. Обществу необходимо думать: нельзя давать поляризироваться глобализму и национальным отношениям.
Наблюдения, сделанные доктором исторических наук Б.М.Алимовой на материалах ЗАГСа, позволяют говорить о росте числа разводов.
Традиционным материалом для воспитания настоящих мужчин и женщин остается фольклор, о котором на конференции говорили доктора филологии Х.М.Халилов и А.М. Аджиев, кандидаты филологических наук Ф.З.Абакарова и Ф.А.Алиева , аспирантка З.М.Косоева.
Кумычка из исследования А.К.Амирхановой, лезгинка из доклада М.Ш. Ризахановой, казачка из выступления О.В.Селиной, лачка из работы А.С.Гуйдалаевой и другие дагестанки в современном обществе настолько эмансипировались, что мужчины не могут не считаться с их мнением.
— Кавказские женщины не закрывали свои лица, не закрывали свои рты,- шутливое замечание Мамайхана Агларовича попало в яблочко. То самое, которым праматерь наша Ева угостила Адама.