НАУЧНЫЙ ТРУД ПРОФЕССОРА М. ГАСАНОВА

Кавказ является наиболее пестрым в историко-этнографическом отношении регионом. Здесь проживают около 60 народов не только близкородственных, но и относящихся к разным языковым группам и даже к совершенно различным языковым семьям. Зачастую они перемешаны.
Адаптируясь к чрезвычайно разнообразным естественно-географическим условиям Кавказа, совместно осваивая его природные ресурсы с глубокой древности, народы, населяющие его на протяжении тысячелетий, разработали наиболее рациональные формы и способы реализации своих экономических, этнополитических и культурно-исторических взаимоотношений. Изучение этого длительного опыта совместного проживания народов имеет не только научно-теоретическое значение. Оно позволит выработать практические рекомендации для налаживания межнациональных отношений, что особенно важно на современном этапе исторического развития народов Кавказа.
Огромное значение имеет разработка вопросов этнической общности и взаимоотношений дагестанских народов с народами Закавказья и Северного Кавказа на различных этапах исторического развития.
В новой монографии профессора М.Р. Гасанова «Дагестан и народы Кавказа» (некоторые вопросы этнической общности, расселения и взаимоотношений) освещаются кардинальные вопросы этнической общности и взаимоотношений дагестанских горцев с народами Закавказья и Северного Кавказа в V-XV вв.
Работа свидетельствует о достаточно высокой теоретической подготовке автора, основательном знакомстве с источниками и литературой. М.Р. Гасановым изучены почти все письменные источники по средневековой эпохе, широко использованы имеющиеся специальные новейшие исследования в области истории, археологии, этнографии, лингвистики, фольклора, искусства и т.д. Такой комплексный подход к источниковой базе придает выводам автора большую убедительность. При освещении поднятых в работе проблем автор умело сочетает формационный и цивилизационный методы, что позволило ему показать глубину и многомерность исторического процесса. Исследование проведено на широком фоне культурно-исторической и политической ситуации не только на Кавказе, но и на Ближнем Востоке, Юге России.
Работа состоит из предисловия, введения, пяти глав и заключения.
В предисловии, написанном выдающимся ученым, философом и культурологом Ю. А. Ждановым, емко сказано о месте и роли Дагестана в истории Кавказа, об актуальности поднятых в монографии проблем, о вкладе профессора М.Р. Гасанова в историческую науку.
Во введении говорится о Кавказе как об одном из очагов мировой цивилизации, о состоянии разработанности вопросов этнической общности народов Дагестана, взаимоотношений дагестанских горцев с народами Кавказа на длительном этапе исторического развития.
В первой главе «Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана» на основе археологических, лингвистических, этнографических, антропологических и других материалов, а также обширной литературы раскрыты вопросы этнической общности народов края. Тема раскрыта в тесной связи с проблемой происхождения народов Закавказья и Северного Кавказа. При написании раздела основательно использованы исследования П.К. Услара, Н. Марра, И.А. Джавахишвили, Г.А. Меликишвили, А.С. Чикобавы. В.И. Абаева, Е.И. Крупнова, О.М. Джапаридзе, В.П. Алексеева, Г.Ф. Дебеца, Е.А. Бокарева, Г.А. Климова, У.А. Мейлановой, А.Г. Гаджиева и др.
Археологи, пишет автор, считают, что распад археологического единства в крае произошел в эпоху энеолита в связи с освоением сравнительно больших пространств Кавказа. В работе достаточно глубоко анализированы лингвистические, антропологические труды, свидетельствующие об этнокультурной общности народов края, рассмотрен вопрос о взаимоотношениях кавказских племен и их языков с древнейшим населением и языками Передней Азии. Автор отмечает, что племена и народы передвигались, переселялись в самые различные эпохи и не только в период письменной истории, но и в глубокой древности.
Важным этапом в истории взаимоотношений народов Кавказа был период возникновения на территории края первых государств. Крупным государством, в состав которого в течение ряда веков входила территория Восточного Кавказа, была Кавказская Албания. Вторая глава книги озаглавлена «Дагестан в составе Кавказской Албании», в которой на основе сведений античных и раннесредневековых источников и богатой литературы реконструируется экономическая, политическая жизнь Албании, рассматриваются вопросы, связанные с ее границами, приводятся мнения, существующие в исторической литературе о границах Албании в древности и раннем средневековье. Албанское государство было суверенным, проводившим свою, независимую от соседей, самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В работе большое место отведено взаимоотношениям Албании с соседними странами и народами, а также совместной борьбе против иноземных завоевателей.
Третья глава «Взаимоотношения народов Дагестана и Закавказья», состоящая из трех параграфов, посвящена взаимоотношениям народов Дагестана с Ширваном, а также с Грузией и Арменией.
В параграфе, посвященном связям Дагестана с Ширваном, дана характеристика экономического развития городов, описаны торговые пути и предметы торговли. Достаточно полно изложены политические связи народов Дагестана с Ширваном. Шахи Ширвана поддерживали родственные связи с правителями Табасарана и Кайтага. В работе отмечается, что связи владетелей Дагестана и Ширвана не всегда были мирными. Они прерывались набегами из-за влияния на соседние земли. Взаимоотношения народов Дагестана и Ширвана становились тесными в период борьбы против иноземных завоевателей.
В разделе на убедительных примерах показаны культурные связи дагестанских народов с населением Ширвана. Эти связи отразились в области архитектуры, поэзии, науки.
В параграфе «Дагестано-грузинские взаимоотношения» рассмотрены коммуникации, связывавшие Дагестан и Грузию через горные перевалы и по Прикаспийскому пути. Экономические связи показаны в динамике: с характерными для них подъемами и спадами, обусловленными социально-экономическими и политическими условиями, также говорится о роли основных торгово-ремесленных центров Дагестана и Грузии в развитии экономических связей.
Достаточно полно сказано о распространении в Дагестане христианской религии из Грузии, о совместной борьбе против завоевателей. На основе разнообразных исследований, материалов воссоздана картина развития культурных связей Дагестана и Грузии.
Последний параграф главы посвящен взаимоотношениям дагестанских народов с армянами, показана совместная борьба дагестанских народов и армян против иноземных завоевателей, прослежено проникновение христианской религии из Армении в южный и западный Дагестан. Об армяно-дагестанских связях свидетельствуют лексические, топонимические и другие материалы.
В четвертой главе «Связи дагестанских горцев с народами Северного Кавказа» раскрыты многовековые взаимоотношения дагестанских народов с народами Северного Кавказа: чеченцами, ингушами, аланами (осетинами), кабардинцами и другими.
Подробно освещены торговые пути, предметы и центры торговли, для чего использованы разнообразные источники и литература.
Один из разделов главы посвящен вайнахам, выяснению происхождения этнонимов, расселению их и связям вайнахов с дагестанскими народами. В частности, дается разъяснение таких этнонимов, как «исадики», «соды», «хамекити», «нахчаматьяны», «кусты», «дзурдзуки», «галгаи», и других, описаны торговые пути, центры и предметы обмена. Изучены торгово-экономические, политические и культурные связи соседних народов.
В разделе «Связи дагестанских горцев с аланами (осетинами)» на основе разнообразных материалов, в том числе археологических, освещены дагестано-осетинские связи. Говорится о роли Алании на Северном Кавказе. Разносторонними были взаимоотношения Серира, Гумика, Джидана и других дагестанских владений с Аланией, в состав которой входили земли, населенные не только предками осетин, но и некоторыми другими горцами Северного Кавказа.
Во взаимоотношениях народов Северного Кавказа определенную роль играла Хазария, в состав которой входила часть территории Северо-Восточного Дагестана, а также земли, населенные чеченцами, ингушами. Через территорию Хазарского каганата пролегали торговые пути, связывавшие северокавказские народы. Показана роль Хазарии в борьбе с сасанидским Ираном и арабами.
Параграф «Связи дагестанских народов с горцами Северо-Западного Кавказа» посвящен взаимоотношениям народов Дагестана с предками адыгов, кабардинцев, балкарцев — зихами, касогами, а также роли последних во взаимоотношениях дагестанских народов с народами Черноморского побережья, в частности, с генуэзцами.
В специальном параграфе показана роль г.Тмутаракани и Тмутараканского княжества во взаимоотношениях народов Северного Кавказа. На разнообразном материале рассмотрены торговые пути, которые пролегали через Тмутаракань и Тмутараканское княжество, описаны предметы обмена между народами Северного Кавказа.
Пятая глава «Некоторые общие сюжеты в культуре народов Дагестана и Кавказа» состоит из двух параграфов.
Один из них посвящен общим сюжетам в материальной и духовной культуре народов Дагестана и Кавказа. Общность отразилась во многих явлениях, о чем свидетельствуют археологические, этнографические, лингвистические, фольклорные материалы.
В отдельном параграфе изложен вопрос об отражении связей народов Кавказа в нартовском эпосе.
В заключении вкратце говорится о значении взаимоотношений народов края для последующих этапов исторического развития, особенно для современного этапа взаимоотношений народов Кавказа, когда регион стал одной из горячих точек планеты.
В книге приводится список использованных источников и литературы.
Итак, научный анализ монографии М.Р. Гасанова «Дагестан и народы Кавказа, некоторые вопросы этнической общности и взаимоотношений в V-ХV вв.» свидетельствует об актуальности и крупном вкладе не только в кавказоведение, но и в освещение взаимоотношений народов Кавказа с Передней Азией и народами Юга России. Этот обстоятельный труд, основанный на использовании многочисленных и разнообразных источников и литературы, является первым в историографии монографическим исследованием, в котором освещены актуальные вопросы многовековых и многогранных торгово-экономических и культурно-исторических взаимоотношений народов Кавказа на протяжении длительного исторического периода, оно помогает правильному пониманию и решению злободневных проблем взаимоотношений народов Кавказа.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Кировском районе Махачкалы введен режим ЧС

Режим чрезвычайной ситуации муниципального масштаба введен в Кировском районе Махачкалы, сообщает пресс-служба мэрии. Решение принято на внеочередном заседании Комиссии по...

Дагестан — в лидерах по числу участников «Диктанта ЖКХ» «Единой России»

Более 42 тысяч дагестанцев приняли участие в тестировании, организованном партпроектом «Школа ЖКХ». Среди регионов страны – это самый высокий...

В Махачкале пройдёт фестиваль «Дружба» среди студентов-иностранцев на кубок Главы города

Спортивный фестиваль «Дружба» среди студентов-иностранцев на кубок Главы Махачкалы состоится 27 апреля. Фестиваль соберет на одной площадке студентов-иностранцев из...

В Махачкале незаконно срубили дерево для установки торгового павильона

Инспекторы Минприроды Дагестана выявили факт незаконной вырубки дерева на улице Ярагского, 75 "а" в Махачкале. На месте срубленного дерева...
spot_imgspot_img

В Махачкале снесут незаконную трехэтажку

Советский районный суд Махачкалы постановил снести самовольно возведенное трехэтажное здание на улице 5-я Таркинская, 4. Как сообщил мэр города...

Владелицу салона сотовой связи в Махачкале обвиняют в мошенничестве на крупную сумму

Суд до 6 июня заключил под стражу хозяйку одного из салонов сотовой связи в Махачкале, сообщает объединенная пресс-служба судов...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам