ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МАСШТАБЕ РЕСПУБЛИКИ

Как развивать рыночную экономику, поддерживать инициативу и предприимчивость сельхозпроизводителей и фермеров и в то же время сдерживать рост цен? На эти вопросы и попытались дать ответы организаторы и участники праздника агропромышленного комплекса – Дня чабана: предприниматели – производители и переработчики животноводческой продукции. Об успехах их начинаний рассказывали выставки-презентации предприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и агрофирм на этом празднике.

В сложной ситуации оказались фермеры из Унцукульского района. Введение в строй всех агрегатов Унцукульской ГЭС привело к затоплению около 500 гектаров элитных садов в так называемой «Золотой долине». Естественно, земледельцы получают компенсацию, но замечательные фрукты, растущие здесь, разовой финансовой поддержкой, пусть даже немалой, не заменишь. Поэтому сегодня снова закладывают сады. На горных террасах, по словам руководителя управления сельского хозяйства этого района Казимбека Ахмедова, уже восстановлено более 100 гектаров элитных садов. В районе также начали работу три перерабатывающих завода, идет строительство четвертого. Только в прошлом году здесь собрано 13 тысяч тонн урожая фруктов… Проблема в реализации.
В скором времени вопросы реализации продукции коснутся и нового Тарумовского маслозавода, и других строящихся перерабатывающих предприятий. Пока сельскохозяйственный продукт дойдет до потребителя, он обрастает добавками из-за повышения стоимости транспортировки и товарной наценки. И все-таки главная составляющая цены – это сырье.
Как отметил Президент Дагестана Муху Алиев в своем выступлении на празднике чабана, животноводы республики смогли увеличить поголовье овец, по сравнению с советским периодом, на 24 % и довести общую численность поголовья овец до 4 миллионов.
– Мы имеем все основания смотреть с оптимизмом на развитие этой отрасли сельского хозяйства в нашей республике. Несмотря на то, что мы имеем неплохие результаты, будущее отгонного животноводства вызывает опасения… Завтрашний день сельского хозяйства зависит от современных технологий, – сказал Муху Гимбатович. Он отметил, что, достигнув успехов в откорме животных, Дагестан сможет приумножить, увеличить поголовье, построить перерабатывающие предприятия, и тогда рынок сам сможет регулировать стоимость мяса и других сельскохозяйственных продуктов в сторону понижения цен.
Рост цен с начала нынешнего года коснулся таких продуктов, как хлеб, молоко, мясо, а между тем средняя заработная плата дагестанца намного ниже, чем у жителей других регионов России. Как же пытается сегодня правительство республики удержать рост цен, кроме того, что оно пошло на облагораживание фермерского труда, награждение и поощрение лучших из них и, наконец, на создание заслуженного имиджа людей труда в целом по республике.
Сегодня Министерством сельского хозяйства РД разрабатывается целая программа по сдерживанию цен на продукцию сельского хозяйства и путем конкурентной заинтересованности товарного производителя. О ценовой политике на товары сельскохозяйственного назначения наше интервью с заместителем Председателя Правительства РД – министром сельского хозяйства Муратом Шихсаидовым:
– Не секрет, что сегодня без субсидий, без льготных кредитов начинающему фермерскому хозяйству, или перерабатывающему предприятию обойтись невозможно. Мурат Шихсаидович, не считаете ли Вы, что сегодня меняется отношение к государственной программе развития АПК в целом, в том числе и к финансированию, ведь ни для кого не секрет, что в прошлые годы многие люди, получившие кредиты, потратили их не по назначению?
– Выделение кредитных ресурсов сегодня находится на контроле у Президента РД. Мы отслеживаем судьбу кредитов. Муху Гимбатович и в прошлом году многие наши проекты анализировал, но сейчас идет наиболее строгий учет на всех этапах прохождения, потому что в прошлом году мы провалили выделение кредитных ресурсов из-за того, что более 200 миллионов рублей находились в просроченной задолженности. Поэтому Москва перестала выделять нам кредиты. Были разработаны соответствующие мероприятия, и кое-что удалось изменить, например, сократить просроченную задолженность. На апрель прошлого года нам было выделено всего 59 миллионов рублей. В этом году уже выделен 251 миллион рублей. Это солидный прирост, но если поинтересоваться финансовыми вливаниями в развитие сельского хозяйства Юга России в целом, то, естественно, эта цифра покажется небольшой. Поэтому мы сегодня договариваемся с «Россельхозбанком». В прошлом году на одно предприятие выделялось не больше 300 тысяч рублей, и всего-то на год: что можно сделать на эти деньги при огромных ценах на оборудование, работающее по современным технологиям?
В этом году мы прогнозируем значительное повышение цен на рис, и уже сегодня более 350 гектаров этой посевной культуры переведены во владение частного капитала. Таким образом, мы привлекаем дополнительные ресурсы. В Кизляре прекрасно функционирует СПК «Урицкий». Вокруг этого мясокомбината мы создаем откормочные предприятия. За счет выделяемых мелиоративных средств сможем создать более дешевую кормовую базу и соответственно снизить себестоимость продукции, т.е. они будут сдавать мясо не как сегодня на рынке – по 130 рублей, а намного дешевле. Самая высокая цена, по нашим подсчетам, будет 90-100 рублей. Если производитель сдаст продукцию на мясокомбинат по 90 рублей за килограмм, соответственно, она будет дешевле и в переработанном виде. И, соответственно, и мясо, и другие продукты на рынок выйдут по приемлемой цене.
Наша целевая программа заключается в том, чтобы мясные ресурсы из Дагестана не уходили. Сегодня, к сожалению, 30 % мяса, производимого в республике, вывозится и в живом, и в переработанном виде. Но если его сохранить, республике будет только выгодно. Потребление мяса у нас удовлетворяется только от 46% до
55%, другая половина завозится извне.
– Зачем же тогда мы вывозим мясо, выращиваемое в республике, если можем потреблять его сами, тем более что это продукция высокого качества?
– Наши мясокомбинаты долгие годы не работали. Только с прошлого года начал работать Махачкалинский мясокомбинат. В конечном итоге 30 % вывозимого сейчас за пределы республики мяса будет оставаться в Дагестане. Фермерам станет выгодно поставлять его на перерабатывающие предприятия республики. И тогда можно будет завозить всего лишь 10-20 % мяса и мясной продукции.
– Потребитель у нас как-то уже привык к удорожанию мясной продукции, но болезненно реагирует на повышение цены на хлеб.
– Конечно, мы принимаем меры, чтобы сдержать цену на хлеб, так как многие семьи, к сожалению, не имеют средств покупать деликатесы и даже обычные продукты, а живут и питаются за счет хлеба, молока и недорогих овощей. Поэтому мы стараемся создать все условия для сдерживания цен на эти продукты.
– Правда, цена на буханку хлеба у нас намного ниже, чем в других регионах…
– Но мы на этом не успокаиваемся и делаем все для того, чтобы эти цены сбалансировать. Первое, мы закупили зерно и переработали его на своих предприятиях. Чтобы ваши читатели знали, если цена на зерно в структуре себестоимости хлеба составляют 30 %, то переработка на мельнице и торговая надбавка при реализации составляют 70% этой продукции. Поэтому за счет этих ресурсов мы хотим удерживать цену на хлеб на нынешнем уровне. Закупленного нами зерна хватит примерно до 1 июля, и я еще раз собираюсь закупать зерно, и на этот раз закупать его на корню. Сегодня зерно на корню, то есть в колосьях на поле, стоит шесть с половиной рублей, а зерно, находящееся в амбарах, стоит до 9 рублей.
– Наши механизаторы сами будут убирать урожай?
– У нас есть три самых современных комбайна, которые мы также привлечем к уборке, да еще зерно переработаем на Шамхальском хлебокомбинате. Это нам нужно для того, чтобы сделать резервные запасы муки в Дагестане и раздавать эту муку именно тем предприятиям, которые заключают с нами соглашения реализовывать хлеб по низкой цене.
Второй момент: все пекарни, которые сегодня выпускают хлебобулочные изделия, имеют уровень рентабельности 12 %. Это очень высокий уровень. А если мы будем снабжать их своей мукой, то уровень становится еще выше, поэтому рентабельность мы определяем в 5 %, чтобы хлебопекарни могли повышать заработную плату и проводить реконструкцию, тем более что мы выделяем им беспроцентные кредиты…
Многие предприятия выпекают хлеб, не имея на это лицензии, не оплачивая налоги, а между тем цена на хлеб у них завышенна. Поэтому мы с них будем взимать налоги, организуем проверки санэпиднадзора, инспекции по качеству. Не будем аттестовывать и поставим вопрос об их закрытии. С владельцами предприятий, не уплачивающими налоги, будем говорить серьезно: или они платят все налоги за годы существования, или уменьшают цену на хлеб на сумму неоплаченных налогов. Таким образом, мы сможем улучшить качество и снизить цену на хлеб.
– Это, собственно говоря, вынужденное вмешательство государства в рыночную экономику, но существуют еще и законы регулирования цен, выражающихся, прежде всего, в жесткой конкуренции. Если какие-то магазины будут продавать хлеб за 15 рублей, то никто не будет покупать его у частников за 20.
– Совершенно верно. И сегодня это тоже реализуется. Группа торговцев, которые продают частный хлеб, приходила на хлебозавод № 2 и требовала от руководителя предприятия поднять цену на хлеб. Сегодня, когда электроэнергия подорожала на 21 %, газ – на 23 %, а средняя зарплата на хлебопекарных предприятиях – 3 тысячи 153 рубля при круглосуточных сменах, естественно, трудно сделать так, чтобы хлеб продавался по прежней цене. Тем более что подорожало не только зерно, выросли цены на ингредиенты: подсолнечное масло, соль, приправы и так далее. Хлеб практически одно время производился в убыток предприятиям, и продолжаться долго это не могло. Отсюда рост цен. Правда, существуют еще сдерживающие рычаги, о которых я говорил ранее.
– А что Вы скажете по поводу компенсации за счет элитных хлебобулочных изделий, которая применяется почти во всем мире?
– У нас тоже это происходило: социальный хлеб мы реализовывали от 12 до 13 рублей и покрывали убытки за счет дорогостоящей хлебобулочной продукции. Мы выиграли тендер на поставку военным макаронных изделий, там мы также не можем чрезмерно завышать цены. Детским садам и больницам мы можем продавать хлеб только по фиксированным ценам, не ущемляя ничьих интересов. И до сих пор нам это удавалось.
– Мы прогнозируем инфляцию, но эта инфляция опережает все прогнозы. Я понимаю, что в других регионах России люди живут богаче, и у нас в регионе еще много проблем. Как мы будем выживать в таком случае, ведь инфляция, прежде всего «ударит по желудку»? Правительство может предпринять какие-то меры?
– Вы правильно заметили, что прогнозирование и реальность – разные вещи, что инфляция идет гораздо быстрее, чем запланировано, но без прогнозирования нам трудно принимать какие-то экстренные меры. В этой связи я хочу ответственно сказать: подорожание продуктов питания, безусловно, будет, но в каком объеме, пока предсказывать не берусь. Сегодня принимаются решения, чтобы в какой-то мере обезопасить население от подобных кризисных явлений.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам