«Святое дело — Родине служить!» Такая надпись – первое, что бросается в глаза при входе в Военный комиссариат Махачкалы. И если такие слова, не лишенные пафоса, звучали раньше неправдоподобно и неубедительно, то сегодня в Дагестане вместо проблем с «уклонистами» возникла новая проблема – перебор желающих попасть в вооруженные силы. Парадоксальная для многих регионов страны ситуация в нашей республике имеет место быть по многим причинам. О них и о многом другом рассказал военный командующий Военного комиссариата г. Махачкалы полковник Муртуз Идрисов.
— Муртуз Алиевич, военный комиссариат города был образован совсем недавно. И для начала хотелось бы более подробно узнать о деятельности и структуре вашего комиссариата…
— Военный комиссариат Махачкалы был образован 1 сентября 2006 года на базе трех городских военкоматов: Кировского, Ленинского и Советского районов города. Было проведено частичное сокращение персонала. Из работников трех коллективов осталась только половина. Остальные были сокращены. Но при сокращении мы учитывали стаж работы, образование, квалификацию, состояние здоровья каждого специалиста и т.д. Сегодня позади уже два года совместной работы военного комиссариата. Мы проделали огромную работу. Все надо было делать заново, как говорится, начинать с чистого листа. Но с этой задачей коллектив справился и все поставленные перед собой задачи выполняет на достаточно высоком уровне. Недавно нашу работу проверял штаб Северо-Кавказского военного округа. И в ходе проверки были отмечены хорошие результаты нашей деятельности.
В состав нашего коллектива входят 93 человека, плюс 12 командированных, а также 28 человек медицинского персонала. И в итоге – где-то более 130 человек.
— Насколько работа Комиссариата координируется деятельностью городской Администрации?
— С самого первого дня нашего формирования городская Администрация оказывала нам огромную помощь. По всем вопросам, которые необходимо было срочно решать, мы непосредственно контактировали с заместителем Главы города Махачкалы Гусейновым Абдурахманом Гаджиевичем. Надо сказать, что Администрация города оказывала нам всю необходимую помощь, будь то в материальном плане или в решении каких–либо острых проблем. Несколько раз беседовал я и с мэром Махачкалы – Саидом Джапаровичем Амировым. Он с самого начала дал понять, что мы всегда можем рассчитывать на помощь и в любое время по любым вопросам обращаться к нему. И надо сказать, что эти слова остались не просто словами: мы всегда чувствовали и чувствуем от них только поддержку и теплоту, были решены многие наши проблемы и трудности. Я хочу выразить благодарность городской администрации, лично С.Д. Амирову, А.Г. Гусейнову, который является председателем призывной комиссии, куратором в решении всех наших насущных повседневных проблем, вопросов, задач.
— Ни для кого не секрет, что раньше молодые люди всяческими способами пытались избежать службы в армии, а их родители впадали в отчаяние от одной мысли о службе их сыновей. А сегодня мы наблюдаем серьезную конкуренцию за право служить в Вооруженных силах России. Многие ребята просто не могут отправиться на службу из-за отсутствия соответствующих мест. В чем дело?
— Причин много. Во-первых, растет престиж армии. И я считаю, что это очень хорошо. В самые трудные для Отечества дни на передний план выступают именно вооруженные силы страны, и внутри них всегда должен быть порядок. От них зависят обороноспособность, защита чести и достоинства нашей страны.
Второй немаловажный аспект здесь – это гены. Наш народ испокон веков достаточно воинственный, и эта черта была заложена в нас изначально. Из наших людей всегда получаются хорошие, квалифицированные военачальники, так как воинское начало заложено у нас в крови.
Другой, и я бы даже сказал самый главный аспект — большой уровень безработицы в нашей республике. Вы сами прекрасно понимаете, в каких экономически трудных условиях мы живем. И в этом плане по республике и в целом по стране еще предстоит огромная работа. Надо поднимать Дагестан экономически. Нет занятости молодежи. Поэтому все больше и больше ребят хотят служить, чтобы потом работать или в милиции, или в воинских частях, расположенных на территории РД и на прилегающих к Дагестану территориях. Наши парни едут в Осетию, Чечню, Астрахань, Ставропольский и Краснодарский края и т.д. для прохождения воинской службы. А впоследствии некоторые и трудоустраиваются там. Без службы в армии молодого человека сегодня не принимает на работу ни одна организация. И когда молодой человек приходит на работу, его, в первую очередь, спрашивают о дипломированности и о воинской службе. Так обстоит дело во многих учреждениях, причем не только военного типа, но и в обычных экономических организациях, юридических, не говоря уже о силовых структурах. Если человек служил, законодательно и по-человечески предпочтение отдается ему. И поэтому наша молодежь, которая всегда отличалась трудолюбием, выносливостью, крепкими физическими данными, стремится в армию.
— Муртуз Алиевич, ходят слухи о том, что срок службы в армии с сентября этого года увеличится до трех лет. Как говорится, дыма без огня не бывает. Такие слухи имеют какие-либо основания?
— Хочу сразу всех успокоить и заверить в том, что никаких оснований для беспокойств нет. Дело в том, что по Федерально-целевой программе будет производиться постепенный переход армии на контрактную основу. По этой программе в будущем, лет через пять, служба в армии полностью перейдет на контрактную основу. И, согласно законодательству, контракт будет заключаться не менее чем на три года. И эти изменения в законодательстве были неправильно истолкованы некоторыми лицами. Призыв по срочной службе как был, так и будет один год. Никто эти сроки не собирается менять. А служба по контракту никогда не заключается на один год. Разве только в чрезвычайных ситуациях, когда сроки службы по контракту сокращаются до шести месяцев или одного года.
— Так или иначе, распространение подобных слухов тоже наверняка повлияло на увеличение числа желающих служить…
— У нас в Дагестане, как правило, любой слух быстро подхватывается и так же быстро разносится по всей республике. А потом это выливается в определенные последствия. В данном случае определенный процент желающих немедленно отправиться на службу связан и с распространением этих слухов. Еще раз повторяю: решение о сроке службы в один год было принято компетентными людьми, и отказываться от своих слов и действий и менять законодательство вряд ли кто-то будет.
— Как будет решаться вопрос об увеличении числа мест для призывников?
— К нам неоднократно обращались по этому поводу и городская администрация, и граждане. Но наряд на призыв определяют «сверху», т.е. по цепочке «генштаб – округ – республика». И мы с вами сейчас не в силах изменить ситуацию. Очень хочется, чтобы в Дагестане было больше мест для призывников, чтобы отправить служить хотя бы всех желающих. Но сегодня, действительно, этот вопрос стоит остро. И когда я доложил об этом председателю призывной комиссии Абдурахману Гусейнову, он обратился к руководству Военного комиссариата республики, чтобы увеличить наряд хотя бы в Махачкале. Здесь проживает большое количество молодых людей, многие из которых живут в городе без прописки. Поэтому цифры в столице должны быть соразмерны. А пока мы ждем результата…
— Сегодня очень трудно найти абсолютно здорового человека. Плохая экология и некачественные продукты питания сделали свое дело. Каково состояние здоровья наших призывников?
— Нас очень беспокоит состояние здоровья наших ребят. Недавно ко мне в кабинет зашел старший врач, и мы с ним анализировали ситуацию с ухудшением состояния здоровья молодых людей. К сожалению, оно сегодня оставляет желать лучшего. В основном преобладают болезни костно-мышечной и опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопие, врожденные патологические изменения грудной клетки и т.д.), в большом количестве – общие патологические заболевания. Много болезней по терапевтической линии: язвенная болезнь (встречается очень часто!), дефицит веса; очень часто встречаются, к сожалению, заболевания туберкулезом. Многие страдают глазными заболеваниями (миопия, близорукость, дальнозоркость, просто слабое зрение) И, конечно, неврологические болезни: это и психические расстройства, и черепно-мозговые травмы. К сожалению, наша республика является криминогенным регионом. Ребята часто дерутся. И на фоне этих «разборок» происходят черепно-мозговые травмы, переломы и т.д. И в итоге человек, как правило, становится инвалидом, больным. Таких мы не отправляем. Поэтому мы проводим тщательный анализ и отбор. Так как желающих много, мы можем выбрать самых крепких, здоровых и сильных, наиболее физически крепких ребят. По итогам обследования мы принимаем окончательное решение: кто-то отправится на службу, кто-то получит отсрочку, а кого-то мы передаем в запас.
— Были случаи, когда ребята, желая отправиться на службу, пытались скрыть свои болезни?
— Безусловно! Очень многие ребята, имеющие патологические заболевания, хотят служить в армии. К сожалению, был такой случай, когда молодой человек, болевший туберкулезом, скрыл это заболевание. По учетным данным эту болезнь своевременно не выявили. Хорошо, что он не попал в войска: на сборном республиканском пункте факт был обнаружен. В общем, разгорелся нешуточный скандал. Такая халатность чревата последствиями как для врачей, так и для призывников.
— Кроме состояния здоровья, что еще позволяет не отправлять молодого человека на службу?
— Есть еще и семейные обстоятельства. Если раньше от службы в армии освобождался женатый молодой человек, имеющий двоих детей, то сегодня на службу отправляют даже при наличии одного ребенка. Таким семьям на период прохождения службы государство ежемесячно выплачивает пособие в размере 6 тысяч рублей.
Не призываются студенты очной формы обучения, аспиранты, кандидаты и доктора наук. Не призывают и тех, кто имеет непогашенную судимость, находящихся под следствием, и тех, кто находится в заключении. Но, к сожалению, наибольший процент — по состоянию здоровья.
— Интересно, а дагестанские девушки обращаются в Горвоенкомат с просьбой отправить их на службу?
— Вообще-то, закон не предусматривает подобных случаев. Но девушки очень часто изъявляют желание служить. Они имеют право заключать контракт. Причем есть специальности, которые больше подходят представительницам слабого пола: телефонистки, повара, штабные писари, работники секретной части и т.д. Лучше женщины никто с этими делами, наверное, не справится. Но, как правило, это жены или дочери военнослужащих. Таких девушек немного. Но они есть.
— Какие отзывы о наших ребятах приходят с мест несения службы?
— Очень часто приходят благодарственные письма. Но вместе с тем мы получаем и другие отзывы: о негативном поведении наших ребят. Это связано с определенным характером, амбициозностью молодежи. В частях нередко возбуждают уголовные дела по фактам рукоприкладства или дракам, вымогательства и т.д. К сожалению, такие факты есть.
— Что бы Вы хотели пожелать нашим ребятам, которые будут служить в армии, и тем, которые уже служат?
— Всем ребятам желаю здоровья и благополучия, терпения и выдержки. Главное — никогда не позорьте гордое имя Дагестана. Берегите честь республики. Пусть наша молодежь будет более терпелива и с пониманием относится друг к другу.