Великий М.Ю. Лермонтов, озабоченный судьбой своего поколения, писал:
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее иль пусто, иль темно.
Меж тем, под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
Эти строки поэта, написанные много лет назад, в какой-то мере можно отнести и к сегодняшним нашим реалиям, ко многим молодым людям, не знающим, куда себя деть, чем заниматься, как быть ставшим иждивенцами у родителей — пенсионеров, инвалидов. Очень трудно стало устроиться на работу или учебу без денег и связей. Чувствуя себя лишними людьми, они, неопытные и неразборчивые в жизненных потрясениях, не могут устоять, когда безысходность, словно цунами, наваливается на них, и легко попадают в сети криминальных кругов и всевозможных соблазнов, откуда трудно выбраться чистым, неиспорченным человеком. И неудивительно, что в бандформирования попадает немало молодых людей, безработных и обездоленных, обманутых обещаниями больших денег и красивой жизни.
А красивая жизнь им улыбается на каждом шагу с телеэкранов, с витрин всевозможных игорных домов, ресторанов, саун — рассадников заразы и заразительных увлечений. Диву даешься: как много их стало в последние годы, как будто нам больше нечего делать, как играть, пить, париться.
Сегодня стыдно и больно видеть совсем юных наших дагестанок, которых наша милиция то и дело ловит и выставляет на всеобщее обозрение на телеэкране. Многие из этих «ночных бабочек», словно на спасательный огонек, летят в эти соблазнительные заведения от безысходности, от бездействия и скуки, многим не хватает элементарных жизненных благ, еды, одежды. Вот и идут зарабатывать, продавая себя, а некоторые студентки, чтобы накопить деньжат на очередную сессию, есть, к сожалению, и такие преподаватели-мздоимцы, хоть умри на месте, не поставят оценку, если не дашь на лапу.
Говорят, что в давние времена был такой обычай: непутевую сажали задом наперед на ишака и возили по аулу, в нее плевали, кидали камни… Теперь где найдешь столько ишаков? Теперь надо было бы сажать на осла тех, кто довел людей до нищеты, тех, кто наживается на этих «ночных бабочках».
Прежде был всеобуч, каждый ребенок был на учете, все обязаны были учиться, а после устраиваться на работу. Помню, наш учитель целый год мотался по району, чтобы найти сбежавшего мальчика и вернуть его в школу.
Вместе с Советским Союзом развалилось многое, сменились духовные ориентиры, подверглись деградации налаженные годами культурное строительство, система воспитания. В образовавшийся вакуум хлынул мутный поток всевозможных развлекательных, доходящих до порнографии и жестокости телепередач, фильмов, книг, песен, разрушающих нравы, показывающих, как воровать, насиловать, убивать. Кроме всего прочего, небывалая коррупция, мздоимство на каждом шагу, безработица особенно тяжело отражаются на молодых. Частные предприятия, куда все же удается устроиться на работу, выжимают из них последние соки, заставляя работать много часов, без выходных и трудовых книжек, больничных и т.д. Скажешь слово против воли хозяина, тут же выгонит на улицу. Вот и летят совсем юные девчата стаями «ночных бабочек» в сомнительные заведения, улетают в другие города и страны, чтобы продать себя подороже. «Бабочек» ловят и показывают с таким апломбом, будто каких-то преступниц. Спрашивается: почему не показать хоть раз тех, кто открыл эти заведения, и тех, кто их крышует, кто без зазрения совести наживается на беде этих юных созданий? А тех, кто их покупает на время, и не покажут. Потому что хозяевами этих заведений являются респектабельные господа чиновники разных рангов, которые на словах ратуют за лучшее будущее для молодежи, а на деле вот таким образом растлевают молодое поколение.
И жулики эти с трибун высоких,
Заливаясь соловьем,
Бороться зовут со всяким
Воровством и жульем,
Клятвы дают силами всеми
Карман государственный стеречь,
О том, что жулики насели,
Эти жулики толкают речь…
Эти строки были написаны мною еще при прежнем режиме. Но тогда цензура запретила их печатать, сказав, что это клевета на советскую действительность.
Тогда могли воровать лишь «избранные». Теперь коррупция и вседозволенность охватили все сферы. Вот и не знают, как бороться с этой бедой. Принимают законы о борьбе с коррупцией. Очень нужные. Но кто же будет бороться или возглавлять эту борьбу против своих «единоверцев»?» Нет другого выхода, как бороться с этим злом всем миром и как по закону объявить каждого крупного чиновника-вора государственным преступником. Может, тогда все наворованное пойдет на пользу народа, молодым людям легче будет найти свое место в жизни, и наши молодые дагестанки не будут пополнять стаи «ночных бабочек», промышляющих в злачных местах, где над ними издеваются, как хотят, порою избивая до неузнаваемости.
В своей книге «Лезвие бритвы» И. Ефремов пишет: «В древней Элладе половую любовь считали даром богов, в Индии вознесли её до молитвенного служения. А мы, европейцы, унизили её до похабного дела, о котором слюнявые юнцы пишут на стенах общественных уборных, а импотенты стараются представить ее простым инстинктом воспроизведения, равным любому скоту».
Есть мудрое изречение у кумыков: «Коль плохое от хорошего отличить не можешь, так отвергни то, что дешево, бери, что подороже». Мы просто обязаны научить молодежь взять с собою в путь не дешевые соблазны, а честь и совесть, достоинство и гордость за своих предков, любовь к труду. Тогда им не будут морочить головы, марать их честь и тела разного рода шайтаны и шарлатаны. Они научатся ценить себя, свое достоинство. А сауны эти и игровые заведения пора закрыть одним махом, как сделали в соседней Чеченской Республике.