Прошедшая недавно в Махачкале выставка-ярмарка «Дагпродэкспо 2008» приятно удивила ценами. Сегодня, когда она уже завершилась мы отправились по магазинам, чтобы выяснить какова же разница между ценами от производителей и ценами не эти же товары у посредников — работников прилавка. К сожалению, она оказалась слишком большой. Так, если хинкал слоеный производства частной фирмы «Вишневый сад» у производителей стоил 30 рублей, то в магазинах он продавался за 40, не говоря уже о деликатесах этой же фирмы, цены на которые растут «как на дрожжах» и в супермаркетах, и в маленьких гастрономах. То же самое происходит с овощными и фруктовыми консервами, произведенными в Буйнакском ООО АПК, на Консервном заводе в Гонода и т.д.. Что же касается рыбной продукции, то здесь разброс цен особенно широкий. Ни в одном махачкалинском магазине не купишь килограмм качественной маринованной кильки за 37 рублей, а килограмм слабосоленой сельди за 58. А вот на ярмарке эту продукцию Дербентского рыбоперерабатывающего комбината за такую цену купить было можно. Впрочем, и цены на другую продукцию этого предприятия не кусались. Упаковка сельди стоила 61 рубль, форели — 47 рублей, кеты – 34. Если сравнивать с теми ценами, которые запрашивают за эти же продукты магазины, разница огромная. Торговые работники получают хорошую прибыль, за что располагают продукцию на своих прилавках и предлагают ее покупателям.
Конечно, такая ситуация с ценами складывается не только в Дагестане. По всем продуктам питания, пользующимся повседневным спросом, идет огромная наценка от посредников.
«На 10-15% снизятся цены на продовольствие в магазинах, если Правительству удастся задуманное устранить злоупотреблении торговых посредников» — как спасти россиян от неимоверных аппетитов опта и розницы чиновники во главе с первыми вице-премьерами Виктором Зубковым и Игорем Шуваловым решали недавно в Краснодаре. Прежде всего, они обсудили проблемы, связанные с ценами на хлеб. Глава российского Союза пекарей Анатолий Косован заметил, что с российского рынка вымываются дешевые, но экологически чистые и даже полезные сорта хлеба (из муки второго сорта). По мнению Косована, подорожание продукта № 1 не остановить, однако оно будет носить ползучий, а не взрывной характер. Заметнее всего бьют по кошельку овощи: за полгода они подорожали уже на 53,5%. «Смотришь на цены и удивляешься», — поделился со своими коллегами Виктор Зубков. Он, как и другие чиновники, склонен винить в сложившейся ситуации опт и розницу. «Несправедливо, если у производителей рентабельность 3%, а у торговцев все 30, — заявил он. – Цена за литр молока 10 рублей, а в магазинах хорошо если — 25. Жирно очень», — сказал Зубков после посещения краснодарских магазинов.
Как подтверждают аналитики: доли многих поставщиков на рынке Москвы превышают 35%, а порой доходят и до 80%. В первую очередь это касается поставок хлеба, молока, мяса и птицы.
В борьбе с аппетитом торговцев в правительстве рассчитывают на закон о торговле. Сейчас, по словам Зубкова, законодательная база в этой сфере отсутствует. «В законе должны быть обозначены нормы, регулирующие отношения производителя с торговыми сетями, мы должны обеспечить прямой доступ производителям на прилавки, а поэтому необходимо создать рынки, на которых сельхозпроизводители могли продавать свой товар без наценки» — рассказывали недавно центральные СМИ. Около года назад я где-то об этом уже слышала.
Все выводы этой встречи напрямую относятся и к Дагестану. И хотя хлеб в Дагестане сильно не подорожал (во многом благодаря тому что у самого большого хлебозавода в Махачкале – № 2, большая собственная торговая сеть), цены на многие продукты за последний год резко повысились.
«В чем причина такого странного и несоответствующего логике ценообразования?».
С этим вопросом я обратилась к Артуру Кадимову – Генеральному директору ЗАО «Дербентский рыбоперерабатывающий завод».
— Причина в том, что торговля, как один из важнейших механизмов экономической деятельности, на сегодняшний день имеет реальную отдачу в отличие, например, от деятельности рыбаков, вылавливающих сельдь в северных морях, а также рабочих на этих же судах, перерабатывающих пойманную рыбу. Я видел продукцию нашего завода в магазинах Кавказских Минеральных Вод, в республике Северная Осетия». В Дагестане самая меньшая наценка на нашу продукцию — 35%, в среднем торговая наценка составляет 50 и более процентов.
— Если владелец получает хотя бы 10% чистой прибыли на быстром обороте, можно неплохо заработать, но по моему этого делать никто не собирается.
— Что касается рыбоперерабатывающего завода, которым я руковожу, то наша политика такова: мы хотим получать большую прибыль с быстрого оборота, чего, к сожалению, сегодня добиться бывает очень сложно. Я видел это в Германии, где существует сеть магазинов, которая за свои услуги добавляет всего-навсего1%, пока у нас даже чего-то более или менее похожего в торговле нет. Но, думаю, рано или поздно рынок заставит организовать нечто подобное с учетом российской и дагестанской специфики.
— Есть еще один выход: создавать свои фирменные магазины.
— У нас есть два фирменных магазина: один в Дербенте, другой в Избербаше. Там всего трехпроцентная надбавка, что позволяет нам содержать торговых работников, оплачивать затраты на электроэнергию, водоснабжение и другое. Также мы сейчас приобретаем первый автомагазин с холодильными прилавками, и холодильными установками. Так можно организовать мобильную торговлю в любом месте. Она должна способствовать расширению сети и увеличению производства. Есть информация, что с 3 января 2009 года в Махачкале будет работать филиал московской торговой сети «Пятерочка». Магазины ее рассчитаны на потребителя эконом-класса, т.е. человека со средними доходами. «Пятерочка» не делает больших наценок, зарабатывая на быстром обороте. Мы, естественно, будем сотрудничать с этой торговой сетью.
По данным Росстата, за первые 8 месяцев этого года хлебобулочная продукция выросла в цене более чем на 20%, хотя чиновники не раз уверяли, что «хлебная» инфляция будет расти не быстрее чем «общая». К концу августа в России она составляла 9,1% (в Евросоюзе – 2,3%). Если брать в целом цены на продукты питания, то с января по август в странах Евросоюза цены повысились всего на 3%, а в России – вчетверо больше.