ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ И ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Продолжение. Начало в №№10,11,12,13
Научные исследования профессоров М.А.Абдулаева, А.Р. Шихсаидова свидетельствуют, что по числу грамотных и знающих арабский язык людей кавказские народы, особенно дагестанцы, стояли на одном из первых мест в мире. Достаточно вспомнить имена таких ученых-арабистов, как Мухаммед ал-Кудуки, написавший двухтомник грамматики арабского языка, или Магомед из Ярага, ставший учителем трех имамов Дагестана: Казимагомеда, Гамзатбека и Шамиля. Тяга к грамоте, стремление к научному познанию мира с древних времен были излюбленными занятиями горцев. Овладение истинами мусульманской религии через изучение Корана укрепляло в горцах веру в нравственные основы ислама, которые преподносились от имени Всевышнего. Отклонение от этих норм обещало им только ад на том свете, куда никто, конечно, не желал попасть.
Нормы и правила поведения, соответствующие человеческому сознанию, его целесообразному образу жизни и деятельности, закрепленные в важнейших документах, в том числе и в Коране, имеющем всемирно-историческое значение, становятся для нас особенно актуальными в те нелегкие времена, когда медленно, но настойчиво и уверенно в нашу жизнь проникает частная собственность, которая устанавливает между людьми новые отношения. Очевидными становятся явления коррупции, мафии, воровства, бандитизма, насилия, грабежа, убийства, которые не имеют ничего общего с человеческой моралью, в которой преобладают порядочность, доброта, милосердие, миролюбие, уважение к личности. Поэтому и появилась у людей необходимость вернуться к тем духовным истокам, которые служили основой установления добрых отношений между людьми. Вот почему в горном крае стали возрождать мечети, строить новые.
Известно много случаев, когда самые выдающиеся ученые и мыслители (Аристотель, Гегель, Коменский, Ломоносов и др.), продолжая удивлять мир своими научными открытиями, проявляли терпимость к вероисповеданию, сохраняли уважение к верующим, которые располагали к себе искренностью, правдивостью, справедливостью, чистотой помыслов. Они излучали душевное тепло и благородство, доброту, миролюбие, гуманное отношение к людям, мудрость.
В наше время возобладают качества, ведущие к преступлениям. На наших глазах происходят такие издевательства над личностью, о которых не знала вся история кавказских горцев. Телевидение и другие средства массовой информации часто сообщают об исчезновении людей разного пола и возраста, преимущественно молодых. Для совершения злодеяния могут быть разные причины, но от высшей меры наказания всегда можно воздержаться. Этому учат нас мудрые аксакалы и богатый опыт предков. Тем более что у тех молодых людей, которые совершают преступления против личности, отсутствуют нравственный опыт и юридические знания. Знания по основам наук и перечень нравоучений не откладывают в сознании современных школьников глубоких нравственных убеждений. Беда современной системы воспитания и образования в том, что она декларирует детям и подросткам о том, что хорошо и что плохо, но не формирует у них умений и навыков принимать верные решения, поступать правильно. Этому способствуют и отрыв от привычных нравственных идей, связанных с коммунистическим прошлым, и состояние духовной веры, которая еще не распространилась на молодое поколение. К тому же загнанные в тупик правительством образование и воспитание не в состоянии решительно изменить духовно-нравственное состояние общества. В этих условиях усиленное внимание горцев к возрождению мусульманского духовенства сыграет положительную роль в нравственном формировании юных поколений.
Согласно магометанским преданиям, каждый добрый поступок десять раз заносится в книгу ангелом, стоящим по правую руку человека, когда же смертный совершает грех, тот же доброжелательный ангел говорит ангелу, стоящему слева: “Подожди семь часов записывать его, быть может, он раскается, помолится и получит прощение”.
Может быть, и человек, совершивший ошибку или оскорбивший кого-то, одумается, раскается. Может, не следует спешить выносить ему смертный приговор. В Коране эта мера рекомендуется, когда совершают злостное убийство. Поэтому каждый правоверный должен помнить, что он мусульманин и не имеет поэтому права уклоняться от требований Корана.
Примером строгого соблюдения нравственных норм, установленных в Священной книге, являются сам Магомет и вся его жизнь. Аллах наградил его всеми дарами, какие нужны для совершенства и украшения честного человека; он был так чист и искренен, так далек от дурной мысли, что его больше знали под именем Ал-Амин, т.е. Верный. Около 300 раз употребляется слово “верность” в Главном кодексе мусульман. Несколько больше эта нравственная ценность выражена другими понятиями, такими как правдивость, справедливость, нечестность, несправедливость, истинность, чистота, заблуждение, ложь и др. “Верующие! Будьте стойки в правде, когда бываете свидетелями пред Богом, хотя бы и против себя самих или родителей или близких родственников, богат ли или беден кто будет; Бог ближе всех к тому и другому, а потому не увлекайтесь пристрастием, чтобы не сделаться несправедливыми”, – призывает Священная книга. Устами Всевышнего Пророк напоминает нам о том, что каждый из нас получит на том свете достойное наказание за наши грехи. Не напоминает ли нам это хотя бы о том, что часто мы поступаем несправедливо? Не пора ли сказать об этом нашим детям и поговорить с ними начистоту? Ведь многие из них, не дожидаясь наказания на том свете, получают его при жизни, порой в молодом возрасте.
Растет число преступлений, совершаемых молодыми людьми, теряются нравственные основы общества. Чем меньше остается людей старшего поколения, которые являлись носителями горского намуса и лучших традиций мусульманской морали, тем больше случаев проявления лжи, фальши, несправедливости, аморальных проявлений, позорящих честь и звание горца. Одна из главных причин появления негативных явлений в том, что наблюдается отход от оправдавших себя традиций и обычаев, которым были свойственны традиционные формы и методы воспитания.
Горцы воспитывали своих детей дома. Дедушка и бабушка, отец и мать, другие члены семьи и родственники – вот кто лучшие воспитатели. Где эти отношения сохранились, там и результаты воспитания выше.
В городах и поселках горного края, где редко встретишь стариков, совместно проживающих с детьми и внуками, а родители из-за работы редко видят своих детей, юные поколения формируются под влиянием улицы и преступных групп. В этих условиях необходимо искать новые способы установления добрых взаимоотношений между людьми в обществе, использовать и школу, и семью, и духовные ценности ислама, и опыт старших поколений, и мудрость народной педагогики.
Новоявленные бизнесмены и предприниматели тратят крупные суммы на поддержку пострадавших, на строительство мечетей, дорог, на другие благотворительные акции. Часто это делают для рекламы или для получения и подкупа голосов избирателей в предвыборной кампании. Считается ли это актом милосердия, если эти же лица совершают насилие по отношению к другим, не важно, какой веры или национальности, говорят неправду, обмеривают и обвешивают покупателей, воруют, грабят, совершают много других злодеяний, запрещенных Кораном? На Кавказе это звучит иначе: “Достоин ли такой человек называться настоящим горцем и носить на голове папаху?” В горах такие люди имеют одно название – люди без намуса.
В Священном писании многократно названы и другие категории, которые выражают ту мораль, что характерна для порядочного мусульманина. Это терпение, мудрость, достоинство, скромность, законопослушность. Горцы издавна славились умением бороться за свое человеческое достоинство, но иногда в самых критических ситуациях им не хватало терпения и мудрости. Горячая кровь горцев сразу же закипает даже при одном неосторожном слове противника. Истории края известно много примеров, когда одно такое слово способствовало уничтожению многих поколений враждующих родов. В подобных ситуациях мудрые аксакалы поступали так, что виновнику самому становилось стыдно за свой грубый тон, и он вынужден бывал извиниться. Увы! Не везде и не всегда находились такие мудрецы.
Наблюдения свидетельствуют, что современная молодежь постепенно утрачивает такие ценные качества, как уважение к старшим, скромность, порядочность. Не секрет, что на улицах городов, в транспорте, в общественных местах часто слышатся нецензурная брань, оскорбления, грубости. На замечания взрослых реагируют болезненно.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Коллегия Министерства экономики и территориального развития РД состоялась в Махачкале

Заместитель главы столицы Дагестана Юсупа Умавова Сейфулах Исаков принял участие в расширенной коллегии Министерства экономики и территориального развития РД....

В Махачкале на улице Пражской начат ремонт дороги

В 2024 году на 18 улицах будет проведен капитальный ремонт дорожного полотна в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги»....

Дагестан включается в программу «Семья»

В своем Послании Федеральному собранию Глава России объявил о запуске национального проекта «Семья». Его меры будут действовать до  2030...

В Махачкале в тестовом режиме заработали платные стоянки

В столице начали тестировать платные парковочные места. Тестовый режим продлится до 20 марта текущего года, сообщается в тг-канале мэрии...
spot_imgspot_img

Более 98 тысяч дагестанцев получают СМС-информацию о задолженности по налогам

В Республике Дагестан набирает популярность бесплатная услуга ФНС России «СМС-информирование о задолженности по налогам» - на 1 марта 2024...

Несовершеннолетних участников беспорядков в аэропорту Махачкалы поставили на учет

22 несовершеннолетних жителя республики Дагестан, участвовавшие в несанкционированной акции в аэропорту города Махачкалы, были поставлены на учет в подразделение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам