Школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как учится. И учится так, как оно хочет жить.
Выход на новую экономическую ступень, обусловленную сменой экономического уклада общества, переходом от государственной к рыночной экономике, раскрепостил систему образования. Вместе с этим возникло движение школ альтернативных традиционной, которые можно делить по разным критериям: по названиям, по количеству учеников, по материальной составляющей.
Но главное деление происходит в плоскости развития — достоинство. Лучшие школы дают всем детям без исключения максимум достоинства при максимуме развития.
Мы можем долго спорить и не прийти к единому мнению: чему и как учить в таких школах, но все без исключения сойдемся в одном — формирование правильной грамотной русской речи — ниша, на которой должен строиться весь процесс обучения.
В современной дагестанской школе мы должны сформировать двуязычие, соединив культурное наследие народов Дагестана и России. И у руля должны встать грамотные, опытные педагоги, учителя-маяки, которые на практике докажут, покажут и обучат молодых.
То есть кадры решают всё. Совсем недавно в области кадровой политики Правительство РФ указало на необходимость создания банка данных ведущих специалистов в различных областях деятельности. Суть новой кадровой политики — трудоустройство без денег и связей, а по конкретным заслугам перед обществом. Именно такой политики в области образования придерживается Глава города Махачкалы С.Д. Амиров. Вот конкретный пример.
При его поддержке в этом году в педагогический коллектив начальной школы «Перспектива» влились заслуженный учитель РД Ирина Стоичева и заслуженный работник культуры РД Ольга Колесникова, проработавшие 21 год в горном Дагестане.
Педагогические исследования в условиях смешанного национального состава И. Стоичева начала в 1987 году, приехав молодым специалистом в п. Шамилькала Унцукульского района. Уже в 1990 году ее научная работа под руководством доцента, ныне профессора Э. Гарунова на Всероссийском конкурсе научных работ была отмечена Дипломом I-й степени. В 2006 году Ирина Владимировна получила президентский грант за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование.
Все эти годы она работала в тесном сотрудничестве с О. Колесниковой. Результатом их совместной работы стала авторская программа, направленная на возрождение дагестанской национальной школы. За многолетний и плодотворный труд Ирина Владимировна и Ольга Федоровна представлены к высокой награде – ордену Трудовой Славы III-й степени.
Они накопили бесценный опыт по формированию русской речи в условиях смешанного национального состава.
В школе «Перспектива», руководит которой профессор ДГУ Х. Халидов — автор научных работ по психологии и педагогике, учебников для начальной школы, созданы все условия для научной и творческой деятельности, внедрения инновационных образовательных технологий и выполнения всех поставленных задач в рамках республиканской программы «Русский язык».
Несомненно, именно такой подход к подбору педагогических кадров позволит вывести образование в нашей республике на качественно новый уровень.