Перечитываю стихи Расула Гамзатова. И вдруг чувствую, что в моей душе прорастает трава мелодии. И вот все явственней, отчетливей сливаются слова в увлекающем воображение потоке музыки.
Мне известен секрет рождения музыки, но в данном случае мне показалось, что она возникла как бы сама собой, вырвалась наружу непроизвольно из глубины прекрасной поэзии, а композитор только записал ее.
В наших беседах Расул Гамзатович (а мы с ним дружили много лет) часто говорил, что композитор, сочиняющий песни, подобен мальчишке на птичьем рынке, которому позволено выпускать из клетки любую понравившуюся ему птицу. А хозяин, как ни странно, и сам рад, что может полюбоваться свободным полетом птицы, которую он так долго держал в клетке. Что здесь важно? По-моему, идея «неба», которая необходима музыке для полета, и идея «птицы», которую композитор мог бы почувствовать в тех или иных стихах.
Расул Гамзатович к каждому придумывал четверостишие-посвящение. Не обошел он и автора этих строк:
Пускай все на свете
кинжалы
Игра твоя сейчас
примирит.
Пусть щедрыми сделает жадных
Ее зажигательный ритм.
На вопрос присутствующих друзей, почему у Хана нет российского звания, он отвечал: «У него есть главное — имя, и это важнее и выше любого звания».
Кто не знает «Журавлей» Расула Гамзатова и Яна Френкеля (перевод Наума Гребнева)? И скажу сразу — Марка Бернеса, а в Дагестане – Магомеда Омарова, в чьем исполнении эта песня прозвучала и вошла в сердца многих людей. К сожалению, их всех сегодня нет с нами.
«Журавли» — одна из самых лучших песен о войне, о долге живых перед павшими, о человеке вообще, о мире, в котором могут жить необыкновенно красивые душой люди, в котором человек может так думать, так видеть, так чувствовать. «Журавли» — символ бессмертия. Пусть они напоминают нам всем о мире и согласии в нашем неспокойном доме. «Журавли» предупреждают нас, как хрупок мир, и как важно его беречь во имя будущего человечества. Феномен этой песни в том, что ее можно слушать бесконечно. Песню «Журавли» поют на разных языках во всем мире. И всем она понятна, словно стала гимном ветеранов всего мира. Именно Ян Абрамович был моим первым учителем в исполнении своих «Журавлей», с ним меня не раз еще сводила судьба.
К творчеству Расула Гамзатова обращались многие композиторы страны, он обладает такой силой. Это власть поэзии. Любовь у него сражается за свободу, за мир, за творчество общечеловеческих гуманистических идеалов.
В моей библиотеке много книг с автографами Расула Гамзатовича, но мне дорога одна из них, где мастер подписал: «Хану — музыки, Баширу — любви» — вот его философия. Не сомневаюсь, лира Расула Гамзатова делает и будет делать людей выше, чище, мужественнее.