Недавно автор этих строк оказался в роли клиента одного очень рекламируемого коммерческого Центра по изучению английского языка, расположенного в Махачкале.
Мне нужно было дать своим соседям квалифицированный совет по-поводу устройству их сына на платные курсы английского языка. Для этого мне необходимо было выяснить, действительно ли этот центр располагает необходимыми условиями, гарантирующими высокий уровень оказываемых платных услуг. Это – неотъемлемое право потребителя платных услуг.
(Исходя из этого права и желая быть цивилизованными предпринимателями в сфере сервиса, владельцы коммерческих поликлиник и частных медицинских центров вывешивают на всеобщее обозрение весь свой кадровый потенциал, проще говоря, персональный состав врачей с необходимой информацией о них и нередко с их фотографиями).
Но мой личный опыт общения с представительницей вышеуказанного центра показал, что не везде у нас в Махачкале частный бизнес обрел цивилизованные формы. Женщина в приемном кабинете упомянутого выше Центра, увидев посетителя «продвинутого» возраста, оказала довольно любезный прием, но когда я стал интересоваться преподавателями, она вмиг превратилась в подобие арктического айсберга. Еще один вопрос с моей стороны, и широколицая дама пошла бы в наступление, решив избавиться от любопытного клиента, который наверняка профессионально знает профиль их деятельности, и лицензией тут не отмахнешься. До начала активного наступления женщины я успел выяснить у нее такую «ценную» информацию: «У нас все преподаватели хорошие. Даже кандидат наук из пединститута работает». Последний аргумент, видимо, должен был сразить меня наповал своей убедительностью, но когда этого не случилось, началась активная фаза избавления от посетителя, который по умозаключению приемщицы хочет много знать об их бизнесе. Кстати, коммерческая сторона вопроса мною вообще не затрагивалась. Тут же она дала охраннику команду «Фас!», хотя никакой необходимости в этом не было, поскольку я сам почувствовал, что этот айсберг вот-вот наедет на меня. Мне ничего не оставалось, как ретироваться. Уходил я с надеждой, что англоязычный платный сервис в сопровождении проявлений азиатского поведения продавцов этого сервиса, если не сказать дагестанского хамства, не будет иметь долгой перспективы. Цивилизованные конкуренты могут появиться. Впрочем, они уже появляются.
Намеренно не привожу «координаты»центра английского языка, где я испытал легкий шок. Не теряю надежды, что в редких паузах интенсивного процесса зарабатывания денег хозяева Центра просматривают прессу. Уверен, что прочитать эту заметку и задуматься было бы в их же интересах. Надеюсь, в этом персонифицированном центре английского языка в нашем столичном городе сознают, что бизнес, особенно образовательный, должен осуществляться культурными, вежливыми, выдержанными людьми.