— У Вас ежегодно проводятся работы по подготовке инфраструктуры к работе в осенне-зимний период. В чем особенности этого года?
— Поддержка инфраструктуры тепла и горячего водоснабжения города — это постоянная непрерывная работа по ремонту, обновлению сетей, оборудования котельных и ЦТП, их ресурсоснабжения.
В 2008 году разработана комплексная инвестиционная программа развития и модернизации теплоснабжения города на 2008-2012 гг. Вся наша деятельность по развитию, подготовке к отопительному сезону основывается на этой программе. Основное внимание уделяется качественной поставке услуг абонентам, экономии энергоресурсов и внедрению современных технологий учета, современного оборудования.
Общая задача одна: чтобы в осенне-зимний период тепло доходило до каждого жильца, который получает от нас услугу, а горячую воду — круглый год.
Еще одна особенность этого года: мы, как никогда, благодаря инвестиционной программе, до окончания отопительного сезона подготовили 60-70% необходимого материала и оборудования, поэтому работы по подготовке к новому сезону начали с апреля 2009 года.
— Где уже произведен капитальный ремонт и сколько это составляет от требуемого?
— На нашем балансе находятся 25 котельных с 80 котлами разной модификации, а также сети общей протяженностью около 300 км в однотрубном измерении.
На сегодняшний день произведено гидравлическое испытание всех теплосетей, заменены дефектные участки диаметром в общей сложности 8,9 км. Текущему ремонту подверглись 4,9 км сетей.
Выполнены ремонтные работы на 62 котлах. Отремонтировано 330 задвижек, заменено 270.
Выполнена теплоизоляция труб — 9,2 км, перешли на современную изоляцию,проложили полипропиленуретроновые трубы, где это возможно.
Уже отремонтировано 125 электродвигателей и 200 единиц пусконаладочного оборудования.
Заменены насосы разных марок – 27 штук, дымососы — 12 штук.
Произведен капремонт двух котлов ТВГ-8. Производится монтаж нового котла ТВГ – 8 на II Юго-Западной котельной. В настоящее время ведется работа по установке двух современных котлов марки «Смоленск — 2» в котельной по улице Магомеда Гаджиева.
В этом году совместно с ООО «Кавказрегионгаз» установлены три современных прибора учета газа (в 2008 году – 10 единиц).
Смонтирован комплекс КМ-9 для учета тепловой энергии, холодной воды, подготовки котельной и подпитки котельной. Хочется особо отметить сложные работы, такие как замена теплотрассы из современных труб с изоляцией ППУ на переходе пр. Шамиля в районе гастронома №29, а также на переходе в районе Советского РОВД.
На конец августа готовность по подготовке к зиме отопительного хозяйства составляла 80%.
— Махачкала — город растущий: дома новые, современные, а котельные старые. Вот и возникает вопрос: как вы выходите из сложившегося положения, ведь новые присоединяемые мощности не соответствуют фактически установленным мощностям котлов?
— Во-первых, до ноября 2008 года никто не изучал, какая котельная исчерпала себя по мощности, т.е. перегружена. В течение 5 месяцев мы провели инвентаризацию всех сетей, котельных, подключенных мощностей. На сегодняшний день на котельных ОАО «Махачкалатеплоэнерго» — 23% неиспользованной мощности. Другое дело, когда при выходе из котельной до половины тепла терялось, не доходя до абонентов и внутридомовых сетей (утечки, отсутствие изоляции, неправильное распределение и т.п.).
У нас сегодня есть возможность присоединить и дать тепло дополнительно 25-30 высотным 9-этажным трех-четырехподъездным домам.
— Запланировано ли проведение опрессовки и промывки разводящих магистральных сетей?
— В начале года у нас разрабатывается график ППР (планово-предупредительного ремонта), котельных и сетей от них, согласованный с Администрацией города. Каждая котельная останавливается на 30 дней.
Начало работы по ППР котельных начинается именно с опрессовки и промывки сетей, чтобы выявить слабые участки, подлежащие замене.
Опрессовка проведена во всех теплотрассах — 115 км.
Нам пришлось дополнительно после опрессовки поменять 4,9 км на разных участках теплотрасс.
— Имеются ли для этой цели опрессовочные машины?
— У нас в котельных установлены сетевые насосы, которые могут дать давление на трассах до 15 атмосфер, поэтому опрессовочные машины нам не нужны. Они должны быть у организаций, эксплуатирующих жилой фонд (ЖЭУ, УК, ТСЖ).
Кстати, при опрессовке внутренних сетей зданий, сооружений эксплуатирующая организация должна сдать акт опрессовки и промывки теплоснабжающей организации и подписать у нас паспорт готовности. На сегодняшний день нами не подписан ни один паспорт готовности жилого дома к получению тепла. Об этом извещены Ростехнадзор и Госжилинспекция.
— Ростехнадзором по РД из-за неудовлетворительных знаний правил, норм и инструкций по безопасности по республике отстранены от занимаемых должностей 23 специалиста и 49 рабочих жилищно-коммунального хозяйства. Коснулось ли это вашей организации?
— Нет, нас это не коснулось. За последний год по согласованию с Ростехнадзором мы провели паспортизацию всех котлов, экспертизу дымовых труб, установили новое оборудование учета газа, воды, получили лицензию. Проводим необходимое дополнительное обучение персонала в учебном комбинате УЖКХ. Стараемся выполнять все их требования. Я благодарен руководству Ростехнадзора за помощь, которую они нам оказывают в виде содействия, консультации.
— Как вы решаете проблему с кадрами?
— Хочу отметить, что у нас сегодня сложился прекрасный сплоченный, знающий свое дело коллектив.
Чтобы человек работал нормально, ему надо создать для этого условия и оплату. За год средняя заработная плата на предприятии поднялась с 5,12 до 9,47 тыс. руб. Это тоже мало, я считаю. Будем стремиться к ее росту. Для сокращения специалистов по рабочим профессиям мы применяем метод индивидуальной оплаты по контрактам.
В любом случае нас тоже коснулась острая проблема нехватки специалистов рабочей профессии — электросварщиков, слесарей по контрольно-измерительным приборам и автоматике, необходима программа по подготовке рабочих специалистов, т.е. надо восстановить систему профессионального образования.
— О каком проценте готовности котельных к зиме на сегодняшний день может идти речь?
— Сегодня готовность котельных составляет около 80%. Мы уверены, что к пуску тепла мы выполним все наши намеченные объемы по подготовке к зиме.
— Какие проблемы вы хотели бы отметить?
— Три проблемы:
1. Взаимоотношения с ТСЖ, управляющими компаниями. Пока еще на подписаны договоры. Не предъявлены паспорта готовности. Это очень серьезный вопрос — готовы ли дома принять тепло.
2. Тариф на услугу. Сегодня тариф для нас не выгоден.
Тариф почти в 2 раза ниже, чем в городах России с соответствующим населением. Кроме того, 71% тарифа – это стоимость газа, тогда как по ЮФО он составляет 49-50%. Будем работать над этими вопросами совместно с Администрацией города и республиканской службой по тарифам.
Если ситуация с ремонтом, обновлением и опрессовкой тепловых сетей на всей их огромной протяженности гарантирует тепло – это еще не значит, что оно будет в домах жителей города Махачкалы. Как мы знаем, работники ОАО «Махачкалатеплоэнерго» подводят горячую воду только до стен многоэтажных домов, далее как будут снабжаться квартиры теплом, зависит от ТСЖ и Управляющих компаний. Но они до сих пор еще не сдали в акционерное общество паспорта готовности, а это значит, что до сих пор неизвестно, в каком состоянии находятся коммуникации внутри домов и не будут ли зимой проблемы с отоплением квартир.