Религия объединяет людей

– История Епархии насчитывает, конечно, не 10 лет, а гораздо больше. Поэтому правильно говорить о ее возрождении. Дело в том, что христианство существовало издревле на территории современного Дагестана, а точнее появилось примерно в начале IV века нашей эры. На Юге Дагестана существовала самостоятельная Албанская церковь, которая уже в средневековье прекратила свое существование.
На севере Дагестана располагался знаменитый Хазарский каганат. Хазары приняли христианство в православной традиции в IX веке.
Позднее, уже в XV веке, среди казаков, селившихся вдоль реки Терек, также было распространено православие. И уже к началу XX века на территории современной Махачкалы находилось четыре храма. Это Александро-Невский собор, Успенский собор, Никольская церковь и еще один храм…
Но все они были уничтожены в советские времена, остался только Успенский кафедральный собор. Новая власть относилась отрицательно ко всем проявлениям религиозной жизни, объявив беспощадную войну религии и религиозным деятелям. Однако, несмотря на все это, в 1919 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Тихона была организована Бакинско-Прикаспийская Епархия, в юрисдикцию которой вошли православные приходы на территории современного Дагестана и современного Азербайджана, то есть по западному побережью Каспийского моря.
Епархия просуществовала до 1934 года. В связи с преждевременной кончиной Епископа Митрофана Поликарпова больше архиерейская кафедра не замещалась, а православные храмы были все закрыты на этой территории.
Это не означает, что прекратилась религиозная жизнь.
Верующие были, они собирались на кладбищах, или, как мы говорим, «в катакомбах», то есть в тех местах, где вообще-то не принято молиться.
Священнослужители тайно, нелегально осуществляли религиозную деятельность. Так продолжалось до 1943 года. В тот год власть разрешила легальную деятельность сначала православной церкви, а затем и другим конфессиям. У нас стали открываться первые храмы. После войны верующим было передано здание Успенского кафедрального собора. До того оно использовалось не по назначению: там находилось общежитие. Стали возвращать верующим храмы в Дербенте, в Хасавюрте, в Кизляре. Всего на территории Дагестана к началу 90-х годов было пять православных храмов.
В ходе тех процессов, которые происходили в стране, у нас усилилось стремление к религиозной жизни. Стали открываться новые мечети и новые православные приходы.
В 1998 году 28 декабря решением священного Синода Русской Православной Церкви и Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго было принято решение о возрождении Бакинско-Прикаспийской епархии.
В 1999 году 14 января состоялась моя архиерейская хиротония, я вернулся в Баку, затем в Махачкалу. Начинать было трудно. Вы помните, 1999 год был очень тяжелым для Дагестана: время нелегкое, военное.
Боевики, вторгшиеся на нашу землю, принесли много горя мирным людям. Но тем не менее жизнь продолжается, мы ознакомились и прониклись не только настроением прихожан, но и всего дагестанского общества.
– Владыко Александр, а какие отношения сложились у Вас с официальными властями Дагестана?
– Хочу особо подчеркнуть, что со всеми представителями власти у нас сложились очень добрые отношения. И с Духовным управлением мусульман Дагестана, с многоуважаемым муфтием Ахмед-хаджи Абдуллаевым, с общественностью и особенно с руководством республики: с бывшим Председателем Госсовета Магомедали Магомедовичем Магомедовым, с мэром Махачкалы Саидом Джапаровичем Амировым. Постепенно эти отношения переросли в дружеские. Сейчас, когда я бываю в Дагестане, непременно встречаюсь с руководством республики, городов, районов и всегда встречаюсь с Саидом Джапаровичем Амировым.
– А как Вы воспринимаете нашу столицу – Махачкалу?
– Хочу отметить, что Махачкала за последние годы сильно изменилась. Это большой вклад и заслуга Саида Джапаровича. Помню первые впечатления от Махачкалы, а это было в году 70-м, – были не самые приятные: пыльный, разбросанный, грязный город. Сейчас Махачкала меняется на глазах. Много новостроек, новых районов, расширяются улицы, дороги. Особое внимание уделяется религиозной жизни.
Открыты новые мечети, красивая замечательная Джума – мечеть. У Саида Джапаровича большой кругозор, он понимает значение религии в жизни общества и народа и уделяет внимание не только исламской религии, но и православной.
При поддержке Саида Джапаровича был реставрирован Успенский кафедральный собор Махачкалы, который стал визитной христианской карточкой города. К 100-летию со дня возведения собор был реставрирован так, что от него остались фундамент и стены, остальное все новое вплоть до штукатурки. Собор был расписан, в соборе установлен новый замечательный иконостас, он снабжен надлежащей утварью, благоустроена территория вокруг него. Сегодня собор посещают не только верующие, но многие из тех, кто приезжает в Махачкалу и хочет познакомиться с достопримечательностями города, туристы, высокопоставленные гости.
Сейчас на территории Дагестана 15 действующих приходов. В основном это городские приходы. В 2007 году мы возродили жизнь в Кизлярском Крестовоздвиженском женском монастыре. Слава Богу, мир, благополучие и стабильность возвращаются на нашу землю. Наши храмы востребованы, много молодежи пришло в наши храмы: священнослужители – все больше молодые люди. Мы благодарим Бога, благодарим руководство страны, республики, особенная благодарность Саиду Джапаровичу за то, что мы можем нормально осуществлять нашу религиозную деятельность и пытаемся вернуть людей на нормы нравственной жизни, на путь взаимопонимания и взаимоуважения.
– В Дагестане большинство населения исповедует ислам. Накладывает ли этот фактор какие-либо особенности на функционирование православной конфессии?
– Конечно, нам далеко не безразлично, как складываются межконфессиональные и межнациональные отношения в республике. Дагестан – республика многонациональная и в силу этого поликонфессиональная.
Здесь распространены ислам, христианство, иудаизм. Я хочу отметить высокий уровень толерантности, то есть взаимопонимания представителей разных культур. Большой вклад в это дело вносит Председатель управления мусульман Дагестана муфтий Ахмед-хаджи, мы с ним регулярно встречаемся, обсуждаем те проблемы, которые нам бы хотелось вынести на слух руководства республики.
Встречаемся с руководителями иудейской религиозной общины и, Слава Богу, у нас есть взаимопонимание, у нас есть не только контакты, но и общая точка зрения на многие вопросы. Ну и конечно, большой вклад в укрепление толерантности вносит Комитет по делам религий при Правительстве РД во главе с Ахмедом Магомедовичем Магомедовым. Мы с ним встречаемся, и я должен сказать, что взаимопонимание и общий подход к проблемам религиозной жизни у нас есть.
Мне хочется пожелать Дагестану, всем народам, живущим здесь, мира, процветания и благополучия.
– Значит, все-таки религия объединяет людей, даже принадлежащих к разным конфессиям?
– Конечно. Все мы идем по пути к одному Создателю. У каждого своя дорога, но цель – одна.
– Владыко Александр, Вы очень эрудированный и грамотный человек. Можно поинтересоваться, какое образование Вы получили?
– У меня два высших образования. Первое – светское, я окончил Ленинградский химико-технологический институт, по специальности химик. Второе – Московская духовная семинария. Это очень хорошие учебные заведения. В мое время средняя школа давала такое образование, когда в институте на первом курсе можно было иметь свободное время благодаря школьным запасам. И даже в семинарии какие-то школьные знания тоже пригодились.
– А где Вы родились?
– Я родился в городе Ярославле и там же окончил среднюю школу.
– А как Вы пришли к Богу? Мы уже говорили о тяжелых временах, когда господствовал атеизм.
– Знаете, в Священном Писании есть такие замечательные слова:
Христу Спасителю показывают на детей, которые произносят определенные религиозные восклицания. Ему говорят: «Видишь, что они делают?». Христос же ответил: «Если они умолкнут, то камни возопиют!»
Вот в советское время, когда не слышен был голос религиозной проповеди, «вопияли камни» в полном смысле этого слова.
Дело в том, что у меня на родине, в Ярославле, очень много памятников архитектуры. В основном это памятники религиозные – древнерусской архитектуры от XII до XX века. Город входит в так называемое «Золотое кольцо» вокруг Москвы.
Естественно, когда ты идешь по городу, видишь храмы, купола, кресты – где-то сбитые, где-то оставшиеся, древние росписи внутри храмов – все это не может не оставить след в душе. Среди родственников немало было верующих людей, и мы праздновали Пасху, Рождество Христово, соблюдали Великий Пост.
Когда мы подросли, взрослые стали брать нас на богослужения в храмы. И опять же, кто хоть раз присутствовал на Пасхальном Богослужении, никогда не забудет этого священнодействия, торжества Веры. То, что происходило в храме, нельзя было сравнить с серой обыденностью за его стенами. Не сравнить с пьяными первомайскими демонстрациями, когда толпа нетрезвых людей бесновалась на улицах. Не сравнить, когда под гудки заводов люди бежали на работу, боясь опоздать на 5 минут. Особо тяжелы всякие пионерские линейки, торжественные заседания, на которых было скучно и нудно…
Поэтому ребенку даже выбирать не приходилось: сам видел, где свет, где тьма.
– У Вас есть семья?
– Я – Епископ, а Епископом бывает только монах. Поэтому семьи у меня нет. Моя семья – это все верующие.
– Как Вы считаете, религиозный лидер должен быть политиком?
– Религия вне политики. Это декларируют и церковные правила, каноны, этого добивались и политические деятели. Но мы живем в обществе, среди людей. Естественно, мнение религиозных общин что-то значит в жизни общества. Поэтому гражданская власть, если у нее есть чувство ответственности, разум, прислушивается к голосу религиозных лидеров и считается с их мнением.
Мы обязаны отмечать те ситуации, когда гражданские власти или общественные деятели поступают несправедливо.
В древности, когда были монархи на территории нынешней Российской Федерации, Московские митрополиты, Киевские митрополиты, Московские Патриархи выступали перед царями в защиту слабых, угнетенных, невинно обиженных.
В советское время церковь вынуждена была молчать, но с падением тоталитарного режима религиозные деятели вновь и вновь выступают с указанием тех заблуждений, которые стали появляться в обществе и руководстве страны. Например, нам очень не нравится преподавание такого предмета, как валеология. Этот предмет, на наш взгляд, развращает детей.
В советское время школа несла большую нравственную нагрузку: работали классные руководители, ставились оценки за дисциплину, родителей приглашали в школу, когда дети вели себя неправильно, проводились родительские собрания. К сожалению, сейчас школа отказалась от этой функции, наши дети предоставлены веянию всех ветров, и современная школа не несет в себе нравственное воспитание. Представьте себе, в некоторых школах есть курительные комнаты!
Святейший Патриарх настаивает, и у нас недавно было достигнуто соглашение с Президентом России о введении в школе таких предметов, как основы православной культуры, основы исламской культуры, там, где распространен буддизм – буддийской культуры. А для детей неверующих родителей такого предмета, как основы этики.
Мы хотим, чтобы дети получали какое-то нравственное воспитание в школе.
Удивительное и характерное явление для нашего времени, когда дети приводят в Божий Храм своих родителей. Дети являются путеводителями для родителей к Богу. Это очень отрадно.
– В праздники не принято говорить о проблемах… Но все-таки, какие трудности испытывает епархия?
– Главная наша проблема – кадровая. Нам нужны священнослужители с хорошим образованием. XX век был временем религиозного невежества, последствия которого ощущаются до сих пор. Нужно уметь донести до людей слово Божие, ответить на любые вопросы прихожан, а потому священнослужитель должен быть самым грамотным и образованным.
Другая проблема – многие храмы нуждаются в ремонте. В Хасавюрте прекрасный старинный храм находится в плачевном состоянии, Каспийский храм нужно довести до ума. На севере Дагестана также есть недостроенный храм.
Необходимо обучать людей культуре религии, здесь пригодились бы воскресные школы, более тесное сотрудничество со средствами массовой информации, с учеными и преподавателями.
Мы открыты для всех и готовы к сотрудничеству.
– Спасибо за беседу, и с праздником вас, с 10-летием возрождения Бакинско-Прикаспийской Епархии. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...
spot_imgspot_img

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...

Незаконные объекты торговли демонтировали в Махачкале

Как заявили в Управлении торговли предпринимательства и рекламы Администрации Махачкалы, в ходе мониторинга территории города удалось обнаружить нестационарные торговые...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам