Стоит напомнить, что эта организация создана в 2007 году как агент по сбору платежей за поставленную электроэнергию, с сентября этого года также занимается сбором платежей за холодную воду и мусор. Хочу сразу отметить, что кассы организации действуют во всех Управляющих компаниях (бывших ЖЭУ), в большинстве ТСЖ (товарищества собственников жилья), во всех пригородных поселках.
— Магомед-Гаджи, расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем положении дел по вашему ведомству.
— Сегодня мы платим «Дагестанской энергосбытовой компании» ежемесячно за приобретенную электроэнергию, а также каждый месяц около двадцати миллионов рублей в счет погашения прошлых долгов.
Собираемость платежей в среднем составляет пятьдесят два – пятьдесят шесть процентов. Предупреждая ваш вопрос, могу сказать, что это далеко не худший показатель, например, по нашему федеральному округу. Однако недоплата ежемесячно в среднем доходит до двух миллионов рублей. Это немало.
— Какие меры принимаеюся к неплательщикам, и кто вообще считается так называемыми «злостными» неплательщиками?
— По действующему законодательству неплательщики – это те, кто не оплачивает уже предоставленные услуги полгода и более. После предварительного и безуспешного уведомления приходится применять отключение. Это касается и отдельных домов, и отдельных квартир. У нас есть такие полномочия, в достаточном количестве специальная техника (шесть машин с вышками), около ста семидесяти профессиональных инспекторов и т.д.
Бывает, что за день приходится производить более ста отключений по разным объектам.
При восстановлении необходимо оплатить порядка тысячи рублей.
К сожалению, масса примеров, когда неплательщики находят умельцев и подключаются сами. Это очень усложняет работу. Нередко нашим специалистам приходится действовать вместе с милиционерами, особенно в пригородных поселках.
Что касается других проблем. В городе сегодня прописано более 500 тыс. человек, а оплачивает всего 312 тысяч, т.е. только за холодную воду город теряет около 20 млн руб. ежемесячно.
Сегодня мы начали большую работу по внесению в базу данных всех, кто имеет прописку. Эти сведения предоставляет нам Паспортно-визовая служба РД. Руководитель этой службы Раджаб Гаджимурадович Абдулатипов с пониманием отнесся к проблемам города и дал соответствующие поручения своим службам, за что мы ему благодарны.
Хочу обратиться к тем махачкалинцам, кто не оплачивает коммунальные услуги за всех прописанных у них дома или в квартире людей. Если мы обнаружим, например, что в течение долгого времени – 3-5-7 лет было прописано 7 человек, а платили за 3-х человек, то им сделают доначисления за три года. Это большая сумма, в данном случае — около 10 тыс. рублей. Но если абонент сам добровольно придет с домовой книгой и скажет, что не оплачивал за кого-то, то никаких доначислений не будет. Абонент будет платить за этих людей только с момента обращения. Так что выбирайте, какой вариант более приемлем.
— 2009 год подходит к концу. В этой связи что изменится или что будет нового в работе вашего предприятия?
— Будем работать в прежнем режиме. Хочу еще раз обратиться к нашим абонентам: не тяните до конца декабря. Сейчас как раз можно полностью рассчитаться с нами до конца года и за электроэнергию, и за холодную воду, и за вывоз мусора.
— А как быть с платежами за декабрь?
— Мы готовы за декабрь авансом принять. Придите сейчас, кассиры обслужат вас в течение 10-15 минут. Придете в конце декабря — простоите в очередях 2-3 часа вместо того, чтобы готовиться к празднику.
— Некоторые абоненты оплачивают 30-50-60 кВт. Неужели так мало потребляют?
— Это отдельная тема. Кассир обязан принять любое количество денег, но наши работники перепроверят достоверность данных. Если абонент умышленно скрыл фактически потребленное количество электроэнергии, это расценивается как уголовно наказуемое деяние. Если кто надеется, что, занизив показания, потом «перекрутит» счетчик — может просчитаться.
— Кстати, о счетчиках. Некоторые махачкалинцы недовольны тем, что работники «Энергосбыта» требуют заменить счетчик, хотя он, по их мнению, нормально работает.
— Правильно требуют. Если счетчик отслужил 8 и более лет, он подлежит замене. Это правило действует по всей России, и возмущаться не надо. Кроме того, все счетчики, у которых класс точности ниже 2 (двух), также подлежат замене. Только с 1 января по 1 ноября всего по городу у населения заменено более 10 тыс. счетчиков. Все сказанное относится и к юридическим лицам. Только в этом случае счетчик надо менять через каждые 4 года. В настоящее время мы ведем очень большую работу по замене счетчиков у юридических лиц, в том числе и в бюджетных организациях. Все счетчики старого образца, т.е. трехфазные индукционные будут заменены на счетчики нового образца, электронные, типа «Меркурий».
— А кто платит за эти счетчики?
— Приобретение и установка — обязанность абонента. Мы только регистрируем и пломбируем их.
— Что вы считаете наиболее сложным в работе?
— Основной проблемой остаются так называемые «самовольщики», те кто самоуправно подсоединился к городским сетям и «нахаляву» пользуется электроэнергией. Среди них и строительные компании, и владельцы индивидуальных домов, особенно в поселках.
Совместно с городской прокуратурой выявляем юридических и физических лиц, уточняем иных владельцев и готовим в случае необходимости судебные иски. Мы добьемся своего. Все должны платить за потребленные услуги.
Досье «МИ»: Магомед-Гаджи Магомедович Магомедов родился в 1962 году в с. Акуша Акушинского района. Здесь окончил школу. Выпускник экономического факультета ДГУ. Работал по специальности в организациях города, в том числе был главным специалистом Управления торговли, потребительского рынка и услуг Администрации г. Махачкалы. В ООО «Махачкалаэнергосбыт-1» проработал от начальника отдела до генерального директора. Женат, воспитывает двух сыновей.