«Граф Толстой в прельщении своего гордого ума»

Слова заголовка взяты из очень странного акта Русской православной церкви – постановления Синода №557 от 20-22 февраля 1901 года об отлучении Льва Николаевича Толстого от РПЦ. Но обо всем по порядку… Великие личности мира сего, особенно духовные учителя и подвижники, сферой своего гения охватывают различные стороны человеческой жизнедеятельности. Не является исключением в этом отношении и Лев Николаевич Толстой, оставивший потомкам нетленные труды, освещающие скрытые аспекты духовной и материальной жизни людей. Отдельная человеческая личность и общество в целом всегда были в центре творческого внимания великого мыслителя, поскольку их духовному содержанию он придавал первостепенное значение.
Многогранность учения мыслителя и писателя позволяет различным общественным силам, их интеллектуальным элитам, а также отдельным лидерам находить у него «что-то свое» и использовать тот или иной аспект его мысли в собственных целях. Об этом в частности свидетельствует известное произведение В.И. Ленина «Лев Толстой как зеркало русской революции», в котором вождь мирового пролетариата пытался интерпретировать труды принципиального противника всех революций и социальных потрясений чуть ли не как идеологическое предвестие и подтверждение теории большевизма.
Пацифисты различных стран в 1909 году пригласили писателя выступить на Конгрессе мира в Стокгольме, поскольку видели в его лице могущественного духовного союзника. В докладе, подготовленном для этого международного форума, Толстой пишет: «Неизбежно признать одно из двух: христианство и любовь или государство и убийство, люди нашего времени найдут, что существование государства и убийства важнее христианства и любви».
Хотя поездка писателя в Стокгольм по семейным обстоятельствам так и не состоялась, его доклад был опубликован в периодической печати и вызвал большой общественный резонанс.
Спустя почти 70 лет после того Конгресса мира в Стокгольме, в сентябре 1978 года в Венеции состоялся Международный симпозиум, на котором центральное место заняли следующие доклады, с которыми выступили известные представители европейской культуры и литературы: «Кризис культуры и культура кризиса у Льва Толстого», «Толстой и бедность», «Христос у Толстого», «Толстой и свобода», «Диалектика свободы и необходимости у Толстого и Киркегора». Очевидно, не помешало бы вернуться к этим докладам в наш кризисный период, особенно к первым двум из них. А еще лучше было бы провести аналогичный международный форум в наше критическое для духовности время.
В учении Толстого «что-то свое» находили многие, среди которых можно назвать христиан и мусульман, пацифистов и большевиков и даже верующих различных восточных религий. Но этого, как ни странно, нельзя сказать об РПЦ, от которой угодническими стараниями преданных царской власти клерикальных чиновников великий гуманист с мировым именем был отлучен.
Святейший Синод РПЦ 20-22 февраля 1901 года вынес определение под характерным названием: «Послание верным чадам Православной Греко-Российской церкви о графе Льве Толстом». В нем, в частности, говорилось: «Известный миру писатель граф Толстой в прельщении гордого своего ума восстал на Господа и на Христа его… Посему свидетельствуем об отпадении его от Церкви». Данное определение, как тому и полагалось, было одобрено Николаем Вторым («Кровавым»), тираническое царствование которого вызывало возмущение не только в России, но и в Европе.
Интересно, что о причине этого отлучения через 109 лет красноречиво сообщил магистр богословия О.М. Сенин, который в православном журнале «Семейный круг» за ноябрь-декабрь 2009 года пишет, что, «не приняв патриотического подхода к богопознанию, Толстой усвоил произвольно-избирательный подход». Иными словами, Толстому следовало познавать Бога таким образом, чтобы этим процессом удовлетворился император, а не сам «богопознаватель», стремившийся постичь Вселенскую Истину. Смысл удивительного, если не сказать кощунственного, словосочетания «патриотическое богопознание» вызывает ощущение скрытой претензии сил властных на «приватизацию» Сил Небесных. Вот так через столетие после отлучения «яснополянского старца» от РПЦ магистр богословия ненароком указал, «где зарыта собака», то есть на подлинную причину вынесения этого скандального церковно-государственного обструкционного акта.
Если расставить все акценты данного дела по местам согласно их важности, то получается, что не Толстого отлучили от церкви, а церковно-государственные власти царской России сами отторглись от великого писателя и мыслителя, как чужеродные трансплантанты.
В результате довольно длительного процесса противостояния русского гения и самодержавно-клерикального режима царской России духовную победу, несомненно, одержал строптивый граф, о чем свидетельствовали мнения многих представителей мировой интеллектуальной элиты, которые к тому же ратовали за присуждение Толстому Нобелевской премии.
Известный шведский писатель И. Стадлинг, наблюдавший за обсуждением в шведских академических кругах вопроса о том, кому следует присуждать эту премию, в декабре 1901 года пишет Толстому: «Вряд ли чиновничья Академия присудит Вам премию Нобеля, точно так же, как фарисеи и книжники и великий совет иерусалимских первосвященников вряд ли присудили бы награду Христу за его учение. Но сотни тысяч моих соотечественников посылают Вам, писателю света, правды и любви, свою награду – их любовь и восхищение». Эти слова приводятся в вышеупомянутом альманахе «Прометей».
Толстовские труды не потеряли своей значимости и актуальности по сей день, и возвращение к ним в наше непростое время сродни приходу путника в жаркой пустыне к тенистому оазису с живительной холодной водой.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В июне самым доступным городом для аренды жилья оказалась Махачкала

Согласно данным сервиса "Авито Путешествия", столица Дагестана вошла в топ-20 популярных городов России, куда туристы планируют поездки на День...

Мэр Махачкалы провел выездное совещание в парке имени Сулеймана Стальского

Вчера, при участии руководителей структурных подразделений мэрии, ресурсоснабжающей компании и подрядной организации Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов провёл выездное...

Арендодатели имущества обязаны декларировать доходы

Управление ФНС России по Республике Дагестан напоминает, что доходы, полученные гражданами от сдачи в аренду имущества, подлежат налогообложению (ст....

В Махачкале состоится форум, приуроченный ко Дню России

13 июня в столице Дагестана на территории исторического парка «Россия – моя история» состоится форум, который будет приурочен к...
spot_imgspot_img

В махачкалинском посёлке Семендер ремонтируют дорогу на улице Хасавюртовской

10 июня работники подрядной организации по муниципальному контракту проводят мероприятия по капремонту дороги на улице Хасавюртовской в поселке Семендер....

Жители Хунзахского района Дагестана получили новые скорости мобильного интернета

Изменения уже почувствовали три тысячи жителей сел центральной части республики, интернет там ускорился на 10%. Технические специалисты МегаФона модернизировали...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам