Разумеется, ситуация в здравоохранении, как, наверное, и во многих других сферах нашей жизни, далеко не простая, не однозначная. В частности, далеко еще не изжиты факты коррупции и непрофессионализма. Но когда речь о рождении ребенка, эти проблемы особенно обостряются и приобретают большой общественный резонанс.
В частности, в Администрации города Махачкалы большое внимание было уделено рассмотрению статьи «Письмо министру…», опубликованной в газете «Новое дело». И хотя в ходе расследования и сам журналист, и редакция фактически отказались от своих слов, все же вызванный резонанс потребовал более глубокого расследования.
Мы беседуем с главным врачом муниципального роддома №1 Кагиром Гаджирамазановым:
— Рождение ребенка всегда связано пусть с небольшим, но риском. И потому родовспоможение считается самым уязвимым местом системы здравоохранения.
Проблем в здравоохранении немало, но обидно, что критикуют по надуманным причинам.
Вы знаете, работа у медиков роддома очень трудная. Иногда врачи и медперсонал трудятся здесь сутками. Поэтому вдвойне обидно слышать такие несправедливые упреки — в вымогательстве и поборах.
Действительно, имеет место практика «благодарности», когда родственники женщин сами по своей инициативе передают врачам и медперсоналу после родов некоторую сумму денег или ценные подарки. Но это не запрещено законом, да и мы ничего не сможем с этим сделать. Однако неправда, что заранее, до родов оговаривается сумма или что врачи или медсестры вымогают деньги у родственников рожениц.
Все процедуры и необходимое лечение женщинам мы оказываем бесплатно.
Вы видите (мы ходим по зданию, заглядываем в палаты и кабинеты, беседуем с женщинами: – Прим. авт.), условия у нас хорошие, хотя здание очень старое и без капитального ремонта поддерживать его непросто. Недавно вот поменяли окна на пластиковые. Сейчас идут работы по замене внутренних дверей.
— При поступлении к нам, — говорит главный врач роддома, — женщины в обязательном порядке получают специальные анкеты. Затем при выписке мы просим эти анкеты заполнить и сдать. Из них мы выясняем, как относились к женщине, как оказывали медицинские услуги, требовали ли деньги при поступлении или за процедуры, с каким настроением она от нас ушла… Любая роженица анонимно может высказать свои пожелания или претензии – и мы обязательно приняли бы меры, если бы такие факты были озвучены.
Кроме того, вы видите, в коридорах развешены плакаты, где есть телефон «горячей линии» ФОМС, а здесь (мы стоим у входа в приемный покой, и Кагир Алилович показывает рукой на объявление. – Прим. авт.) – мой телефон. И любая женщина имеет выбор, кому, в какую структуру пожаловаться, если считает, что ее права нарушены. Мы в коллективе собрались, обсудили статью. Наши работники вспомнили и эту женщину, о которой говорится в статье. Все у нее прошло замечательно. Женщина поступила к нам, сама родила, все прошло удачно. И выписалась без происшествий. К сожалению, вместо слов признательности от нее мы получили вот такую неблагодарность…
На самом деле, это большое счастье, когда вот так легко, без проблем начинается жизнь ребенка. Иногда ведь, к сожалению, рождаются больные дети, нередко роды сопряжены с осложнениями у матери.
Мы встретились и с врачом Зимфирой Шихшафиевной, которая в статье представлена в качестве действующей взяточницы и вымогательницы. Она рассказала нам о тяжести работы медика, о том, что в качестве донора сама сдала женщинам роддома в общем 25 литров крови…
Мы услышали от нее те слова, которые вполне ожидаемы в такой ситуации.
— Мы намерены подать в суд на авторов этой статьи, чтобы восстановить честь и деловую репутацию всего коллектива роддома, — сказал главврач роддома в заключение.