В нем приняли участие Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин, ряд руководителей федеральных министерств, главы регионов, входящих в состав СКФО. С чем связано такое внимание к региону? Что даст очередная реорганизация? Какие ожидания мы связываем в связи с образованием нового округа? Эти вопросы стояли в центре внимания нашей беседы с директором Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, доктором философских наук Абдул-Гамидом Алиевым.
— Абдул-Гамид Курбанович, как Вы относитесь к тому, что идея создания Северо-Кавказского федерального округа начала реализовываться на практике?
— Если исходить из той ситуации, которая складывалась в последние два десятилетия в республиках Северного Кавказа, то создание этого округа считаю вполне логичным. Сегодня надо переходить от деклараций поддержки этого региона к реальным делам, а точнее, к программе реальных дел.
— Не пожинаем ли мы плоды ошибок 90-х годов, когда превалировал лозунг «Берите суверенитета столько, сколько сможете»?
— Этот лозунг Б.Ельцина привел к центробежным явлениям в государственном и политичеком устройстве страны. После развала Союза встала угроза развала России. Многие республики Северного Кавказа приняли Декларации о суверенитете. К счастью, Дагестану хватило мудрости на это не пойти. Когда принималась Конституция Дагестана 1994 года, лидеры национальных движений требовали включения в документ сепаратистских идей, но конституционная комиссия во главе с Председателем Госсовета РД М. Магомедовым это отвергла. И тогда республика была спасена от развала.
— Как Вы оцениваете факт назначения на пост полпреда президента в новом округе Александра Хлопонина?
— Несомненно, Александр Хлопонин — эффективный менеджер, экономист, бизнесмен, который немало сделал на посту губернатора такого важного и сложного субъекта, как Красноярский край. У него есть опыт по подъему экономики этого края, увеличению налогооблагаемой базы. Надеемся, что и на новом поприще он сможет улучшить инвестиционный климат в регионе, приступить к созданию региональных и индустриальных парков в каждом из субъектов Северного Кавказа. Взять, к примеру, Дагестан. Во что сегодня превратились некогда стабильные предприятия ВПК — заводы «Дагдизель», им. Гаджиева, Сепараторный, «Авиаагрегат» и др.? Все они еле-еле выживают. А деловой пульс бьется на рынках. Следует обратить внимание на наши ресурсы — морской торговый и рыбный порты, нефтедобычу, туризм.
— На недавнем совещании в Пятигорске Владимир Путин отметил, что один из приоритетов развития региона — это создание особых экономических зон в каждом субъекте. И при этом должна быть разработана комплексная стратегия развития по федеральному округу в целом и на ее основе — четкие планы по каждому субъекту. По-моему, в этом есть здравый смысл и логика развития региона на перспективу.
— Согласен. В настоящее время республики Северного Кавказа по политическим, финасовым, криминальным и инвестиционным рискам в наихудшем положении среди субъектов РФ, высока степень финансовой зависимости состояния экономики и социальной сферы республик от федерального бюджета. И все-таки положение северо-кавказских субъектов также разнится. Поэтому в настоящее время требуется сбалансированность региональной политики ( в данном случае — в отношении Северного Кавказа), проводимой федеральным центром. Особую значимость, результативность такой политики приобретает для проблемных с депрессивной экономикой регионов, которые не могут самостоятельно и в сжатые сроки преодолеть кризисную ситуацию. Республики Северного Кавказа как раз относятся к таким регионам. Перед руководством округа стоит задача интеграции субъектов независимо от уровня их развития. Главной целью социально-экономической политики органов власти является повышение качества жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижение социального неравенства. И еще. Очень важно достичь межнационального согласия в регионе, возродить утерянные культурные связи регионов Северного Кавказа. Помню, когда-то собирали ветеранов, старейшин Кавказа, советовались с ними. Все лучшее надо возродить. Все это, несомненно, воспрепятствует внутренним угрозам в социальной сфере, разрыву между наиболее богатыми и бедными, распространению коррупции и преступности, росту безработицы.
— Александр Хлопонин признался, что самое главное, с чем ему придется столкнуться, — это люди. Последовавшие за тем комментарии ученых и политиков подтверждают опасения Хлопонина. Политолог Центра Карнеги А.Малашенко считает минусом Хлопонина отсутствие у него связей на Кавказе, Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что Кавказ не Сибирь, намекая на то, что работать здесь следует по-иному. Президент Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров считает, что Александра Хлопонина невозможно подкупить. С какой точкой зрения Вы не согласны?
— Мог бы поспорить лишь с А. Малашенко. Отсутствие связей на Кавказе — это скорее плюс, чем минус. Александр Хлопонин должен быть равноудален от всех кланов, проводить политику не в интересах чиновников, а в интересах всех граждан. В реализации программ должны быть задействованы и институты гражданского общества, о которых не устает повторять Президент России. Если нет связей на Кавказе, то их надо налаживать.
— Наверно, нелишне знать историю региона. Возможна ли на современном этапе, спустя 80 лет, «реанимация» так называемой Горской республики?
— Думаю, что не надо повторять прошлых ошибок. Ничего не вышло из идеи Горской республики с центром во Владикавказе и Северо-Кавказского края с центром в Пятигорске, а затем в Ростове. В конце концов на Северном Кавказе возобладал национально-территориальный принцип.
— Комментируя высказывания Владимира Жириновского о необходимости переименовать субъекты по географическому, а не по национальному принципу, Хлопонин признался, что не поддерживает эту идею, а также против укрупнения регионов на Северном Кавказе…
— …Он сказал, что «даже боится думать в этом направлении». И это правильно. Иначе мы получим большие потрясения. Вариант Красноярского края, Таймыра и Эвенкии у нас не пройдет.
На наш взгляд, новому полпреду следует начать с того, чтобы изучить (не без помощи независимых экспертов из субъектов округа) специфику каждой из республик. Наш Региональный центр этнополитических исследований ДНЦ РАН по итогам Всероссийской конференции, посвященной проблемам противодействия терроризму и экстремизму (ноябрь 2008г.), выпустил ряд книг, в которых даны научно обоснованные рекомендации. И что? Все это осталось на бумаге. Власть должна прислушиваться к ученым, старейшинам, представителям общественных организаций, в частности, к участникам Северо-Кавказского и Дагестанского регионального отделений Ассамблеи народов России. В противном случае результат будет такой же, как и при предшественниках Хлопонина.
Нынешнему полпреду даны широкие полномочия в решении кадровых вопросов, он имеет статус вице-премьера Правительства РФ. Что еще нужно? А нужно проявить политическую волю, последовательность в решении поставленных Президентом России задач по стабилизации ситуации в самом южном округе страны.