Все помнят – прячьте спички от детей. Да, все знают – нельзя оставлять малышей без надзора. Но ведь в жизни чего только не случается, всего не предусмотришь. Тем более что опасные игрушки притягивают детей, словно магнит.
Познание окружающего мира – естественная потребность маленьких людей. Ребенок пребывает в постоянном поиске «игровых» объектов, ему любопытно все, что попадается на глаза. Естественный интерес приводит детей и к спичкам, и к зажигалкам. Опасная игра дает остроту ощущений, позволяет соприкоснуться с неизвестным, запретным, почувствовать себя исследователем. Для того чтобы подобные эксперименты не привели к плачевному результату, взрослые должны вовремя организовать, направить детское любопытство, сформировать у маленьких непосед стратегию безопасного поведения. Разумеется, в детских образовательных учреждениях ребятам дают основы знаний о правилах пожарной безопасности, прививают навыки поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций. Но главенствующая роль в подготовке малышей к безопасной жизнедеятельности принадлежит все же родителям. К сожалению, в погоне за интеллектуальным развитием ребенка взрослые иногда забывают дать детям элементарные знания о безопасности.
Безопасность – дело серьезное. Беда в том, что «серьезность» ребенок склонен «пропускать мимо ушей». Поэтому важные знания о безопасности должны преподноситься дошколятам именно в игровой форме. Информация, представленная не на словах, а в образах и символах, действует не на разум, а на подсознание и становится руководством к почти автоматическому действию в экстремальных ситуациях. Усвоенное в раннем детстве врезается в память прочно и навсегда, поэтому детский «курс безопасности» нужно начинать как можно раньше. Обучение должно проходить на конкретных примерах, в состязаниях, в веселой игре, и самое главное – на практике.
Формирование у детей устойчивых навыков безопасного поведения зависит от всех взрослых: и от родителей, и от педагогов-психологов, и от сотрудников противопожарной службы. Сотрудники ГУ МЧС России по РД проводят огромную работу в детских садах и школах: организуются конкурсы, классные часы и детские утренники по пожарной безопасности, экскурсии детей в пожарные части, КВНы по противопожарной тематике, в оздоровительных лагерях проходят эстафеты и викторины. Такие мероприятия призваны акцентировать внимание педагогов и родителей на вопросах обучения детей безопасному поведению.