— Сулейман Гаджиевич, думаю, стоит напомнить нашим читателям о том, когда был создан Центр, о его задачах.
— В том виде, в котором мы работаем сегодня, Центр жилищных субсидий действует с января 2006 года. Это было связано с постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года (№ 761), которым прежде всего обусловливался переход к персонифицированным счетам получателей субсидий.
То есть, если прежде финансы перечислялись поставщику жилищно-коммунальных услуг, то отныне люди стали получать наличные в Махачкалинском городском муниципальном банке. Ранее человек не видел этих денег, не знал, как они используются. Отсюда были и нарушения в финансовом отношении, связанном с поставщиками, и другие сложности.
Теперь получатель субсидий лично участвует в процессе оплаты. Деньги он получает на оплату услуг ЖКХ на шесть месяцев. И должен обязательно эту сумму использовать по прямому назначению и в установленные сроки (по текущей системе).
По истечении шести месяцев мы сверяем оплату с поставщиками. В случае неиспользования этой суммы по назначению при повторном оформлении субсидии (еще на шесть месяцев) недоплаченные за коммунальные услуги деньги удерживаются с получателя, либо взимаются через судебные органы.
— Скажите, сколько в городе получателей субсидий и часто ли вам приходится обращаться в суд.
— Сегодня субсидии получают тринадцать тысяч семей. Нужно сказать, что, когда мы начинали (2006 год), их было двадцать восемь тысяч.
После тщательной ревизии клиентуры и остались полноправные люди. Вот и представьте, сколько было фальшивых фактов.
Что касается исков в суды, то, к сожалению, в некоторые месяцы приходится подавать их до двадцати и более. Сейчас это решается в мировых судах. Дела не затягиваются и решаются в течение, как правило, одной-двух недель. Работают у нас три своих юриста.
— Видимо, у вас произошли и другие изменения и в системе оплаты, и в организации работы?
— Прежде всего, из-за повышения оплаты коммунальных услуг увеличился и размер субсидий. В среднем семья получает в месяц полторы тысячи рублей. Есть, конечно, те, кто получает три и более тысяч, в зависимости от семейных условий. Финансирование выросло от ста шестидесяти миллионов рублей в год до двухсот пятидесяти миллионов. Это федеральные средства, получаемые через городское финансовое управление. Деньги поступают своевременно, без задержек.
Если вспомнить, тяжело мы начинали. Не хватало знающих дело специалистов, необходимого оборудования.
Сегодня действует единая компьютерная сеть с удачно составленной, проработанной программой. Все сотрудники с высшим экономическим, юридическим образованием. Я доволен их работой. Коллектив надежный, главное – стабильный. Штат укомплектован – сорок два человека.
— Помнится, у людей вызывало немалое недовольство то, что приходилось собирать много документов, справок, да еще и обновлять их каждые полгода. Очереди сильно раздражали. Что сегодня?
— Мы требуем лишь утвержденный соответствующим постановлением Правительства РФ перечень необходимых документов. Это правоустанавливающие принадлежность жилья; о всех доходах семьи абонента; о размере оплаты коммунальных услуг.
Эти требования сохранились. Но в последнее время нам удалось несколько упростить схему, уменьшить количество документов. Благодаря компьютерному усовершенствованию имеем базу городской налоговой инспекции. Что это дает? К примеру, лично можем установить, предприниматель наш клиент или самозванец.
Также не нужно предоставлять справку о детских пособиях. Эти сведения получаем через компьютерную базу Управления социальной защиты населения.
Сейчас ведутся консультации с Пенсионным Фондом по поводу получения напрямую информации по доходам пенсионеров, чтобы им не нужно было предоставлять подобные справки. При получении субсидий в банке можно уплатить и за газ.
Пресловутых очередей практически нет. Более того девяноста процентам обратившихся при наличии необходимых документов в течение пятнадцати минут готовится уведомление о получении и размере субсидий.
Последние два года не было ни одной обоснованной жалобы по поводу оформления субсидий ни к нам, ни в вышестоящие организации.
— Была и такая странная проблема, что далеко не все, кому положены субсидии, за ними обращались. Может быть, из-за незнания или сложностей системы оформления и т.д.?
— Действительно, таких семей и сейчас немало.
Почему? Назову несколько причин. Во-первых, не у всех нуждающихся имеются правильно оформленные документы на жилье.
Во-вторых, есть семьи, годами не оплачивающие коммунальные услуги. Вот и считают, если их не трогают, зачем возиться с получением субсидий. Я уверен, что нужно принимать более жесткие меры к злостным неплательщикам. У поставщиков услуг должно быть одно требование к таким клиентам – либо плати, либо получай субсидии.
В-третьих, несмотря на нашу постоянную разъяснительную работу, многие до сих пор не понимают или не знают пользу субсидий. А это реальная государственная поддержка малоимущих и многодетных семей.
Здесь должен обязательно отметить особо, что размер субсидий определяется каждому городу и району на год при составлении бюджета республики. При неосвоении выделенной суммы на следующий год эти оставшиеся финансы не переходят.
Иными словами, те, кому официально по закону положена приличная добавка к семейному бюджету, элементарно теряют свои же деньги.
Бывают года, когда до двадцати процентов выделенных средств не осваивались. Конечно, получение субсидий – «личное дело». Но задуматься следует…
— Что сегодня как руководитель считаете наиболее проблематичным в вашей работе?
— Серьезно осложняет дело отсутствие в городе единой информационной базы данных об оплате жилищно-коммунальных услуг.
Значит, нашим абонентам, впрочем, как и другим махачкалинцам, за фактическими данными об оплате приходится обращаться в несколько организаций.
Не вызывает сомнения, что решение этого вопроса будет очень полезным.